Кадр из фильма «Куда идти»
В Екатеринбурге провели юбилейный XV фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба». Сегодня это одно из считаных толковых мероприятий на кинофестивальной карте России. Если прослушать на «Кинопробе» все мастер-классы, лекции, спецкурсы, выступления звездных гостей, расширение профессионального сознания обеспечено.
От других смотров студенческого/дебютного кино «Кинопроба» отличается тем, что на ней представлены не просто отдельные фильмы, но подборки фильмов разных киношкол мира. Сама собой создается своеобразная карта чаяний – откуда ждать «новой волны», а откуда еще долго не будет доноситься позывных. По результатам XV «Кинопробы» можно констатировать: по уровню студенческого кино Польша впереди планеты всей. Основные призовые позиции заняли игровые и документальная картины из польских киношкол. Прежде всего они качественно сделаны – а это такая редкость в случае кино начинающих авторов. В них почти отсутствуют типичные болезни дебютного кино: плохо прописанный сценарий, невыверенный ритм и такие «костыли», как неумолкающая музыка и ложноэффектные операторские приемы. Не хочется поддаваться суеверию, но в случае польского кино (и молодого, и взрослого) действительно кажется, что есть в поляках какой-то особый кинематографический ген, и потому их фильмы изначально застрахованы от несовершенств. Славянская эмоциональность, пристрастие к думам о смысле жизни и особом пути родины сочетаются в них со способностью трезво смотреть на героев и жестко контролировать форму своих фильмов.
Несколько фильмов из Казахстана обнаружили интересную тематическую тенденцию: их герои – подростки или юноши и девушки – страдают либо от отсутствия отца, либо от его стиля жизни и воспитания. Отца ищут, по нему тоскуют, его хотят видеть сильным, великодушным. Если верить теории, что искусство проявляет глубинные проблемы коллективного подсознания, то казахское кино сигнализирует об отчаянной нужде людей в сильном лидере. А сделаны представленные на «Кинопробе» казахские фильмы достойно. Пусть их не отметили призами, но оставили они ощущение, что кино Казахстана рефлексирует жизнь, текущий исторический период, и что зреют в нем силы для рывка, который совершили в 80-е выпускники знаменитой казахской мастерской Сергея Соловьева.
А общим для многих фильмов из самых разных киношкол стала тема старости, старческих немощей и болезней. Удивительно, но персонажами многих фильмов оказались глубоко пожилые люди, стоящие на пороге смерти. Герой картины «Я и мой отец» Александра Петжака (Гран-при), занятый и обремененный семьей клерк Давид вынужден поселить в своем доме престарелого отца, потому что у того прогрессирует болезнь Альцгеймера. Действие неигрового фильма «Куда идти» Марии Семеновой, студентки мастерской Алексея Учителя во ВГИКе, разворачивается в Доме престарелых, по коридору которого днем и ночью шаркает старушка, потерявшая способность ориентироваться в пространстве. В номинации «Лучший студенческий неигровой фильм» победила ученица Марины Разбежкиной Елена Мурганова с фильмом «Инженер Федорович» – это рассказ 96-летней ослепшей, высохшей старушки о своей бурной, насыщенной эротическими приключениями молодости. И это только несколько примеров. Может быть, эта тенденция – реакция на безудержный «эйджизм», охвативший мир? Рекламный бизнес раскручивает культ молодости, а молодые кинематографисты буквально через лупу разглядывают старость…
Центром «Кинопробы» традиционно остается обжитой, удобный екатеринбургский Дом кино. Продолжается сотрудничество фестиваля с Ельцин-центром. Предоставила свои помещения и Свердловская киностудия, которая, увы, уже много лет существует как кинопроизводственная институция лишь номинально. Некогда славная советская (да и постсоветская) студия ничего не производит, большинство помещений сдано под офисы. Жаль, потому что Екатеринбург по всем статьям серьезный культурный очаг, зритель здесь пристрастный, знающий, насмотренный. Еще не все кинематографисты уехали в столицы.
Например, Алексей Федорченко продолжает жить и работать в Екатеринбурге. Совсем недавно перебрались в Москву Василий Сигарев и Яна Троянова. «Коляда-театр» поставляет кинематографистам новых звезд (кстати, визиты к Коляде стали негласной, но обязательной частью программы для гостей «Кинопробы» – в театре благодаря фестивалю перебывало множество режиссеров; в этот раз все бегали на прогоны «Оптимистической трагедии» со звездой фильма Сергея Лозницы «Кроткая» Василиной Маковцевой в главной роли). Хотя Екатеринбург не обделен кинофестивалями и регулярными визитами кинематографистов, «Кинопроба» каждый раз его будоражит, собирает полные залы на разговоры с мэтрами и модными персонами. В этот раз гостями фестиваля стали и Кшиштоф Занусси и его земляк, документалист Мачей Дрыгас, и востребованный молодой сценарист и режиссер Михаил Местецкий, и еще множество замечательных профессионалов. Зал Дома кино чуть не треснул от наплыва публики на встрече с Андреем Звягинцевым, верным другом «Кинопробы» на протяжении многих лет. Примечательно, что ждут его не только как автора фильмов, но и как мудреца, способного ответить на глобальные вопросы. Встреча началась с такого: «Скажите, а что будет с Россией?»…
Екатеринбург–Москва
комментарии(0)