Бездельник со стажем мечтает разбогатеть, но только не тяжким трудом. Кадр из фильма
Француз Жан Дюжарден, сыгравший в 2011 году главную роль в фильме «Артист», собравший тогда же, кажется, все возможные награды и с тех пор так и не повторивший этого успеха – несмотря на множество новых ролей, – возвращается на экраны в образе, который наконец-то позволяет ему вновь развернуться во всю свою комедийную мощь. Даже при условии, что «Мне по кайфу!» Бенуа Делепина и Гюстава Керверна, премьера которого состоялась на фестивале в Локарно, не претендует на звание мирового хита, актер, сыгравший главную роль в этой антикапиталистической комедии, поднимает ее до уровня высокого жанра. А само его имя в титрах гарантирует международный успех, несмотря на то что более французский по своему духу и по своей тематике фильм трудно представить.
Жаку (Дюжарден) почти 50, и он бездельник со стажем, всю дорогу мечтающий разбогатеть, но только не тяжким трудом. Потерпев, очевидно, новую неудачу и оставшись в прямом смысле без штанов – в банном халате и тапочках, – он бредет по обочине шоссе, которое в итоге приводит его к сестре Моник (Иоланда Моро). Женщина руководит одним из подразделений «Эммауса», основанного после Второй мировой борцом за права обездоленных аббатом Пьером и за полвека ставшего международной благотворительной организацией.
Попав на территорию этой огромной коммуны-склада, где бездомные могут найти кров и отремонтировать старые вещи, превратив их в предметы первой необходимости для других нуждающихся, Жак загорается новой бизнес-идеей – организацией бьюти-туров и пластических операций для бедняков. Сестра Моник и несколько работников «Эммауса» поначалу относятся к этой затее и к самому Жаку, который только и делает, что праздно шатается по территории и «толкает» духоподъемные речи, с подозрением. Но дара убеждения и веры в собственные задумки герою не занимать – и вот уже первая группа готова ехать в Болгарию, где им должны исправить носы и подтянуть животы.
За легкомысленным названием «Мне по кайфу!» («I feel good» в оригинале, что, в свою очередь – название придуманной Жаком компании) скрывается не только местами уморительная комедия, пестрящая колоритными характерами и персонажами, но и вполне серьезное и глубокомысленное кино, с приставкой «траги-». Капиталист-утопист Жак обнаруживает себя внутри не менее утопического, чем все его планы, общества – с той лишь разницей, что эта когда-то казавшаяся неисполнимой мечтой идея все-таки стала реальностью. Сам факт существования «Эммауса» – неокоммунистического мира внутри капиталистической реальности – многое может рассказать о французском обществе и о том, что девиз «Свобода, равенство, братство», красующийся в виде красочной фрески на одной из стен коммуны, вовсе не пустой звук. В чем герою придется убедиться на собственном опыте – пусть даже максимально абсурдном и сюрреалистическом.
Болезненная одержимость Дюжардена, чей персонаж не умеет молчать, не может усидеть на одном месте и напрочь отрицает реальность, сталкивается и контрастирует со здоровой, спокойной и приземленной одержимостью остальных героев – бродяг, маргиналов и чудаков всех мастей, которым вдруг симпатизируешь куда больше, чем холеному прощелыге Жаку. Ему, абсолютному герою своего – нашего – времени, отчаянно желаешь прозреть, потому что именно с ним наверняка будет проще всего ассоциировать себя большинству зрителей.
Погоня за наживой, пустая болтовня, хвастовство, пижонство, а главное – растрачивание своего незаурядного ума и талантов на попытки получить все, здесь и сейчас. Одним словом, характерные признаки бездушного времени, в котором, оказывается, еще осталось место простой человечности – и уж если она способна исправить такого безнадежного человека, как Жак, то что уж говорить о помощи тем, кто за ней приходит осознанно. Красота внешняя, которая для Жака – залог успеха, проигрывает красоте внутренней, которая у остальных героев была с самого начала.
В кадре появляются и реальные обитатели «Эммауса» – на финальных титрах они и вовсе позируют перед камерой, занятые своей повседневной, мелкой, но жизненно важной работой, светящиеся красотой. Это превращает картину в полудокументальное кино – при всей фантастичности некоторых поворотов сюжета. В социальную комедию – совмещение двух жанров, в которых французам, пожалуй, нет равных. Ее полезно и интересно посмотреть даже тем, кто ничего не знает об «Эммаусе» и аббате Пьере. Почитать подробности можно и в «Википедии», а вот поучиться у героев есть чему.
комментарии(0)