Главным фильмом прошедшего месяца и совершенно точно одним из главных фильмов уходящего года можно считать «Холодную войну» Павла Павликовского – черно-белую камерную драму, которой уже сейчас место на полке с классикой мирового кинематографа. Не менее удачной оказалась и новая работа автора «12 лет рабства» Стива МакКуина – его «Вдовы», несмотря на название, далеки от слезливой драмы про потерявших мужей и страдающих от этого женщин. Такая ожидаемая «Богемская рапсодия», к сожалению, вышла слишком уж выхолощенным байопиком группы Queen, хоть и с выдающимся финалом. Что касается российского кино, то до проката добрался показанный на ММКФ «Спитак» Александра Котта и режиссерский дебют Надежды Михалковой, которая стартовала жанровым кино – триллером про подростков и опасность походов в кино без родителей.
«Холодная война», реж. Павел Павликовский
|
Эмоции: тот случай, когда жалко, что фильм не российский.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: в 1949 году в послевоенной Польше пианист и композитор Виктор собирает по деревням артистов для народного ансамбля «Мазурек». Одной из солисток становится Зула. Спев на прослушивании «Сердце, тебе не хочется покоя», она с первого взгляда покоряет героя. Следующие 15 лет они будут встречаться и расставаться, разбросанные по миру, искалеченные судьбой и историей, вынужденные идти на сделки с совестью, но верные друг другу вплоть до трагического финала. Черно-белый фильм оскаровского лауреата Павликовского, посвященный его родителям и говорящий со зрителем очень сдержанным и лаконичным киноязыком, выглядит как набор старых фотографий – совершенных кадров-воспоминаний, которые всю дорогу кажутся слишком обрывочными, но в итоге складываются не просто в историю любви, но в эпическое историческое полотно, очень личное и одновременно масштабное. В Канне картине вручили приз за лучшую режиссуру и аплодировали 18 минут – кажется, это уже классика.
36 очков
«Вдовы», реж. Стив МакКуин
|
Эмоции: черные вдовы бандитского Чикаго.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: неудавшееся ограбление заканчивается смертью четырех бандитов. Их вдовы (двоих играют Виола Дэвис и Мишель Родригес), оставшиеся без средств к существованию, да еще и в долгах (деньги мужья украли у чикагского гангстера, баллотировавшегося в местную администрацию), берутся завершить начатое супругами и планируют еще одну дерзкую кражу – на этот раз из дома другого кандидата на пост главы округа (Колин Фаррелл). Сюжет формально напоминает недавние «8 подруг Оушена» – с той лишь разницей, что здесь и ставки крупнее, и подруги уж точно боевые, а криминальный колорит мафиозного Чикаго, где в голову стреляют без предупреждения, переливается всеми оттенками черного и через край. Плотная и захватывающая, несмотря на внушительный хронометраж, феминистская драма о преступлении и наказании, которое иногда хуже смерти.
30 очков
«Богемская рапсодия», реж. Брайан Сингер
|
Эмоции: о группе Queen или хорошо, или – вот так.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: в меру драматический, а скорее мелодраматический, эталонный байопик о становлении одной из величайших поп-групп XX века, снятый под неусыпным контролем ее еще живых участников Брайана Мэя и Роджера Тейлора. Так, чтобы никого ненароком не обидеть – и в этом, пожалуй, главная проблема. Избегая острых углов, создатели поначалу отказались от того, чтобы Фредди Меркьюри играл скандалист Саша Барон Коэн, а в процессе съемок разругались и с утвержденным режиссером Сингером. В итоге даже в «Википедии» больше подробностей о личной жизни фронтмена и взаимоотношениях внутри группы, чем в картине – безусловно, красивой, стильной и визуально достоверной. Актерам удалось достичь максимального портретного сходства с прототипами, в особенности исполнителю главной роли Рами Малеку. За кадром звучит музыка Queen в оригинальном исполнении, а уж финал, в котором покадрово переснят сет группы на концерте Live Aid, и вовсе заставляет почти забыть обо всех недостатках. В конце концов, show must go on, пусть даже так.
29 очков
«Спитак», реж. Александр Котт
|
Эмоции: не то чтобы хорошо, но лучше, чем у Сарика Андреасяна.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: еще один фильм о разрушительном землетрясении в Армении в 1988 году (первый снял Андреасян в 2016-м), в котором сама катастрофа остается за кадром, на экране – только намек, тревожный гул первых толчков, дребезжание стекол, мяч, покатившийся по ровному полу фотостудии, куда пришли за красивым парадным портретом мама с маленькой дочкой. Отец далеко, в Москве, с молодой любовницей. Спустя несколько часов он окажется в родном Спитаке, точнее, на месте, где когда-то был город, а теперь – груда камней. И будет руками разгребать обломки, пытаясь отыскать жену и дочь, молясь, чтобы их жизни не стали платой за его предательство. Преступление и наказание – безусловно, ключевая, сюжетообразующая тема «Спитака». Не самый очевидный, но тем более интересный выбор. И тем более обидно, что раскрыть ее, использовать весь потенциал задумки Александру Котту не удалось. Драма рождается автоматически, без каких-либо усилий со стороны кинематографиста, зато визуальный ряд у Александра Котта вышел изобретательным – помимо реального мира, в «Спитаке» возникает и параллельное, сказочное пространство, плод воображения оказавшейся под завалом маленькой девочки, ее способ справиться со страхом.
24 очка
«Проигранное место», реж. Надежда Михалкова
|
Эмоции: режиссерский дебют еще одной Михалковой – не так уж и страшно.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: подростки из провинциального городка опасаются местной легенды о проклятом месте в кинотеатре – якобы тот, кто на него садится, обязательно умирает. И, кажется, так оно и есть. В попытках разгадать тайну школьники проверяют на прочность свои и зрительские нервы – некоторые до финала не доживут, а то, что казалось мистикой, обернется реальностью. Не кровавый хоррор, а триллер, снятый по голливудским лекалам и оттого вполне предсказуемый, местами нелепый и совсем не страшный. Зато картинка выходит красивой и атмосферной, фильм – вполне себе жанровым, да и одну из второстепенных ролей играет Анна Михалкова – спасибо родственным связям.
21 очко
«Девушка, которая застряла в паутине», реж. Федерико Альварес
|
Эмоции: Стиг Ларссон умер, и дело его не живет.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: экранизация четвертого романа из серии шведского писателя Стига Ларссона, написанного уже после его смерти, по его черновикам, другим автором. Так что от созданной им детективной интриги и характеров остались рожки да ножки – коммерческое и лишенное атмосферы бульварное чтиво. С фильмом проблема та же – предыдущий, с Руни Марой и Дэниелом Крейгом, снимал Дэвид Финчер, в этот раз – малоизвестный режиссер, поменявший актерский состав и превративший историю про хакершу Лисбет Саландер и детектива Блумквиста в набор клише: сильная женщина вступает в схватку с таинственной террористической группировкой, вознамерившейся уничтожить мир. И герои (несмотря на то, что Саландер играет неплохая актриса Клэр Фой), и сюжет предельно схематичны и предсказуемы, картинка банальна, как и любые мало-мальски обозначенные конфликты, как внутренние, так и внешние.
20 очков
комментарии(0)