На экраны постепенно выходят картины из конкурса «Кинотавра» и программ других кинофестивалей. Например, «История одного назначения» Авдотьи Смирновой – один из лучших российских фильмов года – и «Временные трудности» – не просто плохое, но и опасное кино, в каком-то смысле оправдывающее домашнее насилие. В этом же месяце можно было посмотреть «Девицу» братьев Зеллнер, премьера которой состоялась на Берлинале, – вестерн с нетривиальным взглядом на феминизм, и «Букшоп», также впервые показанный в Берлине, – напротив, хрестоматийное кино про сильную и независимую женщину. Кроме того, продюсер Тимур Бекмамбетов выпустил очередной проект в формате screen life – на этот раз детективный триллер про поиски пропавшей девушки.
«История одного назначения», реж. Авдотья Смирнова
Эмоции: юность Льва Николаевича Толстого не такая, как описывают в учебниках.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: получивший на «Кинотавре» приз за сценарий (написанный Смирновой совместно с Анной Пармас по мотивам произведения Павла Басинского) фильм рассказывает о поручике Григории Колокольцеве. Он, якобы устав от опеки отца-генерала, самовольно переводится из столицы в Тульскую область, где знакомится с молодым, но уже известным писателем Львом Толстым. Оба они становятся свидетелями и участниками судебного разбирательства над полковым писарем, совершившим непростительный по военным меркам поступок. Поручику и вовсе придется вынести приговор. То, какой живой и даже современной, а не застывшей в истории показана в картине семья Толстого (Софью Андреевну, к примеру, неожиданно, но очень удачно играет Ирина Горбачева), позволяет с легкостью соотнести сюжет с событиями сегодняшними. Милосердие, по мнению авторов, выше закона – и разве есть мысль важнее и актуальнее в свете происходящих вокруг событий?
32 очка
«Девица», реж. Дэвид Зеллнер, Нейтан Зеллнер
Эмоции: женщины – еще более сильный пол, чем кажется.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: где-то на Диком Западе бравый ковбой (Роберт Паттинсон) едет вызволять свою даму (Миа Васиковска) из рук похитителя. Девица, однако, вовсе не в беде, а уже живет «долго и счастливо» со злодеем. Так что вместо победы в поединке, признания в любви, предложения руки и сердца и свадьбы все заканчивается для героя-ковбоя кровавой бойней. Точнее, начинается совсем другая история, издевательская и пародийная, про девицу, которую не нужно выручать, а нужно оставить в покое. А то развелось рыцарей. Неровное, местами удачное, местами простоватое кино братьев Зеллнер выглядит хоть и безобидным, беззубым, не более чем шутливым, но все же выпадом в сторону глобального феминистского бума в кино и реальной жизни. Воспетая когда-то, а нынче столь презираемая «девица в беде» превращается по ходу действия в свою полную противоположность и дает вполне наглядный отпор и злодеям, и ухажерам, которые, в общем, ничем друг от друга не отличаются.
28 очков
«Поиск», реж. Аниш Чаганти
Эмоции: в Интернете найдется все.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: еще один спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым проект в формате screen life – на этот раз про мужчину, который разыскивает таинственно исчезнувшую дочь с помощью ее компьютера. Все происходящее, как и полагается, разворачивается на экране ноутбука или смартфона, а общаются герои исключительно через мессенджеры или видеозвонки. Поставив на поток изобретенный им самим киноязык, Бекмамбетов отрабатывает мастерство и играет с жанрами – на этот раз получается неплохой триллер. Сюжетные дыры ловко прикрыты различными screen life-приемами, создающими необходимый саспенс в неожиданных моментах, – одним словом, смотреть такое кино, даже самое простое и несуразное по своей фабуле, по-прежнему очень интересно.
27 очков
«Игрушки для взрослых», реж. Брайан Хенсон
Эмоции: страх и ненависть на улице Сезам.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: действие фильма разворачивается в мире, где люди живут бок о бок с говорящими игрушками. Одна из них – плюшевый экс-полицейский, а ныне частный детектив Фил Филлипс, которому предстоит разыскивать таинственного маньяка, убивающего звезд популярного в 90-е кукольного ситкома. Помогать ему будет бывшая напарница в исполнении Мелиссы МакКарти. Яркая благодаря присутствию на экране кукол и местами даже смешная комедия с пометкой 18+ – хотя шуточки по большей части пошловатые и ассоциируются скорее с подростковой аудиторией. Из плюсов – многочисленные отсылки к телевизионной и киноклассике. Главный герой, к примеру, выглядит персонажем нуара со всей прилагающейся к этому образу циничностью и слабостью к роковым красоткам.
24 очка
«Букшоп», реж. Изабель Койшет
Эмоции: тот самый случай, когда лучше прочитать книгу.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: вдова Флоренс (Эмили Мортимер) покупает дом в маленькой британской деревушке и открывает на первом этаже книжный магазин, где намеревается продавать литературные новинки вроде «Лолиты» и «451 градуса по Фаренгейту» (на дворе – начало 60-х). Местные жители, впрочем, противятся просвещению – даже так называемая элита. На сторону Флоренс встает разве что вдовец, затворник и книголюб мистер Брандиш (Билл Найи) – вместе они вступают в бой во имя литературы. Ровное, медленное кино в духе романов сестер Бронте (на самом деле снятое по одноименной книге Пенелопы Фицджеральд) – о тихой на вид, но храброй женщине, бросающей вызов противнику, явно превосходящему ее по силе. За развитие этой темы Изабель Койшет берется не в первый раз и подходит к ней с определенным мастерством, так что формально претензий нет – разве что скучно.
22 очка
«Временные трудности», реж. Михаил Расходников
Эмоции: кино, мотивирующее на жестокость.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: отец (Иван Охлобыстин) воспитывает сына с ДЦП (Риналь Мухаметов) – и с детства твердит ему, что его неизлечимая болезнь является не более чем «временными трудностями», заставляя выполнять элементарную, но непосильную с таким диагнозом работу, по сути, пытая маленького мальчика, а потом и юношу. Якобы силы воли должно хватить на то, чтобы встать и пойти. Все происходящее на экране – а персонаж Охлобыстина не только мучает сына, но и на его мать, пытающуюся защитить ребенка, замахивается – преподносится как духоподъемная история успеха (герой Мухаметова и правда встал, пошел и добился). Пока весь мир осуждает насилие во всех его проявлениях, в России выходит фильм, это самое насилие не просто оправдывающий, но еще и возводящий его в ранг высшего проявления любви. Инвалидов нет – есть только слабые и безвольные люди.
14 очков
комментарии(0)