«Сулейман гора» – семейная драма с элементами притчи и даже мистики. Кадр из фильма
«Движение» – фестиваль, который первым из российских еще несколько лет назад начал показывать сериалы на большом экране, – в этом году сделал ТВ-программу конкурсной, и она оказалась едва ли не сильнее, чем основная секция игрового кино. Тем более что и в ней самым интересным проектом можно считать сериал «Звоните ДиКаприо!» Жоры Крыжовникова.
Несмотря на наличие отдельных программ документального кино и сериалов, две работы, формально попадающие в эти категории, были отобраны в основной конкурс. Речь о документальной ленте Алены Полуниной «Своя республика» – о неделе из жизни ополченцев в Донбассе – и о сериале «Звоните ДиКаприо!», телевизионном дебюте режиссера Жоры Крыжовникова, первые три серии которого показали в Омске. Главную роль играет Александр Петров. Его герой – актер Егор Румянцев, звезда российского кино и телевидения, который своими выходками на почве усталости от обилия работы, денег и женщин отравляет жизнь не только коллегам и продюсеру (Анна Невская), но и близким. Например, едва сводящему концы с концами старшему брату Льву (Андрей Бурковский) и его беременной третьей дочкой жене (Юлия Александрова) или давней возлюбленной гримерше (Юлия Хлынина), у которой Румянцев бывает набегами.
То, что поначалу выглядит веселой комедией про похождения российской звезды с шуточными постерами несуществующих фильмов (в одной из первых серий герои отправляются на премьеру драмы «Сирийский песок») и известными актерами в эпизодических ролях самих себя, внезапно превращается в историю куда более глубокую, драматическую и по содержанию революционную для российского ТВ. Происходит это, когда главный герой узнает, что у него ВИЧ – и, судя по всему, анализ этот не окажется ложным, а герой не излечится чудесным образом во имя банального хеппи-энда. Перед нами по-настоящему необычный и новый проект, совмещающий уморительную комедию, мастером которой является Жора Крыжовников, с разговором на все еще табуированную в России, но от этого еще более важную для обсуждения тему.
В конкурсе сериалов на «Движении» оказался проект, чем-то похожий на «Звоните ДиКаприо!» – попыткой говорить языком комедии на серьезную тему. В пилотной серии «257 причин, чтобы жить» главная героиня Женя (Полина Максимова) узнает, что после трех лет борьбы победила рак. И вот она, здоровая, хочет начать жить в полную силу – только вот люди вокруг, кажется, совсем не рады ее возвращению. Ни сестра, которая зарабатывала в соцсетях, собирая деньги на лечение, ни молодой человек, который не бросал из жалости, ни коллеги, которые все равно шарахаются от нее, как от заразной – начальник и вовсе просит надеть парик, чтобы скрыть лысую от химии голову. И Жене, только что получившей шанс на жизнь, совсем не хочется жить – спасение она находит в своем старом дневнике, куда записывала самые сокровенные желания. Всего 257 – теперь пришло время их исполнять. С одной стороны, легкий, смешной, с другой – даже в пилотной серии выполняющий реальную и значимую социальную функцию проект, одним из главных достоинств которого является исполнительница главной роли, Полина Максимова. Прославившаяся ролью в ситкоме «Деффчонки», сегодня она каждой ролью доказывает, каким широчайшим актерским диапазоном обладает. И если в «257 причинах» это трагикомическая роль, то в фильме закрытия фестиваля, мелодраме «Без меня» Кирилла Плетнева, – по-настоящему трагическая.
В игровом конкурсе можно выделить «Сулейман гору» Елизаветы Стишовой, семейную драму с элементами притчи и даже мистики, снятую на киргизском языке. Выбирая определенную локацию для этой истории, режиссер показывает, как уживаются современность и древние обряды, обычаи, неотъемлемая часть быта ее героев. И как вера в одно мешает поверить в другое. Фильм нельзя назвать новым словом в кинематографе, что не умаляет мастерства режиссера, которой удается создать – пусть и не экспериментируя с формами повествования и изображением – стройную и колоритную историю.
Впрочем, нашлось место и для экспериментов – не всегда удачных. Полнометражный дебют Лизы Болычевой «Нариман и его братья» оказался искусственно затянутой исповедью режиссера (она же играет и главную роль) с претензией на поэтическое кино – добрую половину фильма составляют необоснованно долгие и бессвязные планы. Тогда как «Место!» Андрея Вальдберга, напротив, выглядит, несмотря на скромный хронометраж (всего 60 минут), емким, плотным и насыщенным. Это история о друзьях с района, погрязших в купле-продаже наркотиков, на словах мечтающих вырваться из этой порочной системы, но на деле плотно увязших в безрадостной, созданной ими самими реальности. Довольно жесткая, даже жестокая – в диалогах, в саундтреке, в самом действии – зарисовка. Ее недостаток – очевидное отсутствие прокатного будущего. Это фестивальное кино «для своих», даже несмотря на узнаваемый каст (в ролях в том числе Алексей Филимонов и Александр Кузнецов).
В секции сериалов можно также отметить мрачную детективную драму «Мертвое озеро» с Евгением Цыгановым в роли следователя из Москвы, вынужденного разбираться в деталях загадочного убийства в заполярном городе, «Обычную женщину» Бориса Хлебникова, в котором Анна Михалкова играет владелицу цветочного бизнеса, а по совместительству сутенершу, а также «4:59» Ангелины Никоновой. Последний сериал, как и «Звоните ДиКаприо!» и «257 причин», на первый взгляд говорит о важной социальной проблеме – о подростковых самоубийствах. Однако снят с позиции взрослых и о взрослых, о родителях. Потому подростки выглядят на экране персонажами плоскими – так что молодежную аудиторию, на которую, по идее, и должен быть ориентирован подобный проект, он заинтересует вряд ли.
Омск
комментарии(0)