В центре сюжета боевика «Шестой пост» Серика Утепбергенова – побег из колонии группы мусульманских радикалов. Кадр из фильма
Несколько лет назад «Киношок» – один из старейших и любимейших кинематографистами фестивалей – неожиданно перезагрузился, сузив географию своих интересов с СНГ и стран Балтии до регионов России. Но, видимо, бурное развитие национальных кинематографий в регионах России несколько переоценено. В этом году «Киношок» опять приоткрыл дверцу для бывших соседей по СССР, правда, уже не для всех.
Теперь на «Киношоке» в контексте одного соревнования сведены фильмы из российских регионов и из стран Таможенного союза – а это Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан. Честно говоря, ограничение рамками Таможенного союза в плане кинофестиваля выглядит странно и, главное, не работает на качество программы. Какие бы конфигурации ни составляли политики стран СНГ, кинематографистам и экспертам все равно интересно видеть, как развиваются (или, наоборот, болеют, отстают) кинематографии, выросшие из одного корня – советского кино.
В нынешнем анапском конкурсе игровых картин собрались по несколько фильмов от Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана. Жюри под руководством режиссера Эльёра Ишмухамедова неожиданно присудило Гран-при не лучшей киргизской ленте «Мунабия» Таалайбека Кулмендеева по новелле национального классика, написанной в 70-е годы. Гораздо большее впечатление произвела другая картина из Кыргызстана – оригинальная «Ночная авария» Темира Бирназарова. Казахстан представил в конкурсе две картины – претенциозный дебют «На грани» Алдияра Байракимова и брутальный боевик «Шестой пост» Серика Утепбергенова.
Последний – интересный случай. Снят фильм по заказу Национальной гвардии, в основе сюжета – реальные события 2010 года, побег из колонии большой группы мусульманских радикалов. Беглецы тогда были частично уничтожены, частично задержаны. Этой спецоперацией Национальная гвардия Казахстана, видимо, очень гордится. Утепбергенов – хороший режиссер и, как мог, постарался снять с этой заказной истории налет пропаганды, но чуда в таких условиях не совершишь. Прототип главного героя, 18-летнего гвардейца, – тот самый парень, несший службу на посту № 6, через который беглецы устроили прорыв. Еркен сдерживал радикалов, несмотря на серьезные ранения, и после завершения спецоперации и лечения был награжден самим президентом Назарбаевым – случай беспрецедентный. В финал фильма вклеен кусочек видеохроники, где реального солдата принимает в своем кабинете Назарбаев.
Армению в конкурсе «Киношока» представлял фильм «Ева» режиссера Анаит Абад – армянки, живущей в Иране. Тема карабахских 90-х не оставляет кинематографистов Армении и Азербайджана, и «Ева» тому очередной пример. Постановочно картина получилась добротная, с отличными актерскими работами (исполнительница главной роли Нарине Григорян была отмечена призом за лучшую женскую роль). Но, как и многим армянским фильмам, «Еве» присуща некоторая тяжеловесность интонации. Уже как-то и не ждешь от армянского кино сюжетов, не посвященных и не привязанных к глобальным и разработанным темам геноцида и Карабаха – а ведь появление картин на другие темы и других жанров было бы свидетельством своеобразной оттепели в национальном кинематографе.
А российские регионы в конкурсе представлял всего один фильм, зато хороший – «Байгал» татарстанца Ильдара Ягафарова. Кажется, это тот случай, когда режиссер перехитрил ситуацию. Потому что история в основе фильма довольно нравоучительная, иллюстрирующая татарскую легенду о рыбе Байгал, которая приходит на помощь хорошему человеку в трудный час. Могло бы выйти очередное «национальное», воспитательное кино. А получилась горькая, щемящая драма об одиночестве, рассказанная живым и современным киноязыком. Роль композитора-отшельника сыграл Ренат Галимов – худой горбоносый человек с металлическими коронками посреди улыбки. Даже как-то неудобно в этом случае использовать слово «сыграл» – скорее прожил роль.
Ильдар Ягафаров – еще и председатель татарстанского отделения Союза кинематографистов РФ. На фестивале он рассказал о том, что в Татарстане, Башкирии, Бурятии, на Северном Кавказе есть желание делать кино на своем национальном материале, языке, для своего зрителя и для зрителей остальной России, чтобы те увидели на экране отдаленные участки большой страны. Худо-бедно есть режиссеры, отучившиеся по региональным квотам во ВГИКе. А вот специалистов «среднего звена» нет. Национальные киностудии отчаянно нуждаются в профессиональных художниках-постановщиках, операторах, гримерах, монтажерах. Ведь именно эти «бойцы невидимого фронта» определяют качество кино как экранного продукта. Пока их приглашают со стороны, за немалые деньги. Но раз понимание проблемы есть, найдется и решение. На нынешнем «Киношоке» представители регионов дали понять, что их желание вывести свои юные кинематографии на конкурентоспособный уровень не мимолетно.
Анапа–Москва
комментарии(0)