0
4241
Газета Кино Печатная версия

19.08.2018 16:25:00

Снимают спустя рукава, зато на айфон

Подведены итоги 26-го фестиваля российского кино "Окно в Европу"

Тэги: фестиваль, российское кино, выборг


фестиваль, российское кино, выборг Фильм «Фагот» – первая отечественная картина, целиком снятая на карманный гаджет. Кадр из фильма

Члены жюри конкурса игровых фильмов сочли лучшей дебютную картину 29-летнего Кирилла Соколова «Папа, сдохни». В ней кровь щедро заливает стены, герои дерутся, пуская в ход самые разные предметы домашнего обихода. В кулуарах фестиваля Соколова сразу прозвали нашим Тарантино, а фильму предсказали успех в прокате.

Скорее всего «Папа, сдохни» действительно доберется до наших кинотеатров, и зрители оценят мастеровито сделанный жанровый фильм. Были в выборгском конкурсе (традиционно неровном) и другие картины, о которых много говорили, – например «Амбивалентность» Антона Бильжо и «Как я стал» Павла Мирзоева. Продолжатели творческих династий Бильжо и Мирзоев рассказали истории о столичных мальчиках, у которых есть все материальные блага, но нет энергии и воли. «Часто история заканчивается на 10-й минуте, дальше автор сам мучается», – сказала в ходе открытого заседания жюри член судейской команды, кинокритик Лариса Малюкова. И правда, произведениям этих тонких, интеллигентных и небездарных режиссеров отчаянно не хватает энергии и внятности высказывания. Дефицит энергии как-то восполнили актеры (состав в обеих картинах сильный, интересный), а фильм «Как я стал» вообще во многом вытащил оператор Алишер Хамидходжаев. «Как я стал» сделан на основе «пьесы для кино» драматурга Ярославы Пулинович, и важные интерьерные эпизоды остались бы заснятыми сценами из спектакля, если бы не оператор, который снимает с рук, смело и точно перебрасывает по ходу длинного кадра взгляд камеры с одного участника диалога на другого, буквально дышит с героями и тем самым держит градус драматического напряжения.

Похожая, но, увы, не увенчавшаяся хоть каким-то успехом история – с фильмом «Кровь» Артема Темникова. Тягомотную, многозначительную картину не спасли ни актеры Евгений Сидихин, Агриппина Стеклова, Александр Новин, ни оператор Азиз Жамбакиев – обладатель непогрешимого вкуса, последователь классических традиций операторского искусства и лауреат престижного приза Берлинского кинофестиваля «За выдающиеся художественные достижения» (за фильм «Уроки гармонии»). Эти выборгские впечатления укрепляют в ощущении, что большие операторы сегодня – как Гулливеры в Стране лилипутов: предлагаемый материал и режиссеры, с которыми им приходится работать, часто уступают масштабу их дарования.

Ну а про общий уровень изобразительной культуры в кино мрачно пошутил в Выборге член жюри, знаменитый оператор Сергей Астахов: «Оператор сегодня тот, кто первым нашел на снимающем устройстве красную кнопку…» Думается, эта стрела – в огород команды фильма «Фагот». 

Это первый отечественный фильм, целиком снятый на айфон. В основе сюжета – смешной анекдот про парня, который долго не решается объявить своей монструозной девушке о необходимости расстаться. Наконец, хватается за убойную мотивировку: я гей, дорогая. Уловка сработала, но обернулась ловушкой: девица раззвонила о нетрадиционной ориентации обидчика, и от того теперь шарахаются друзья, коллеги и близкие. Снят «Фагот» сугубо для Интернета, но в ходе фестиваля им заинтересовались кинопрокатчики. Тот факт, что полнометражное (и довольно оригинальное, конкурентоспособное) кино стали снимать на телефон, поразил президента фестиваля, патриарха киноведческого цеха Армена Медведева – один из трех своих президентских призов он вручил режиссеру «Фагота» Борису Гуцу, и представляет собой этот приз старинный, тяжелый телефонный аппарат с диском и трубкой. «Если уж на это устройство снимешь фильм, «Оскар» тебе обеспечен!» – напутствовал Медведев молодого режиссера-экспериментатора.

Программа выборгского смотра всегда соответствует слогану фестиваля «Российское кино. Прогноз на завтра». Это своеобразная кардиограмма нашего кинопроцесса. Тут есть хорошая традиция – за несколько часов до оглашения результатов собирать открытое заседание жюри. Члены судейских команд делятся впечатлениями об увиденном и сами собой выходят на обобщения. В этот раз сошлись во мнении, что на качестве отечественных фильмов губительно сказывается отсутствие редактуры. Эта профессия исчезла из нашего кинопроизводства давно. Режиссеры старой школы еще как-то держатся на «внутреннем редакторе», а молодые не способны контролировать сами себя – от этого их фильмы сбоят по ритму, обрастают вторыми и даже третьими финалами, речь героев подчас натужна, неестественна. Как результат – большое количество несовершенных фильмов, которые могли бы при наличии хорошего редактора стать хотя бы стройнее по форме и яснее по содержанию. Самая молодая член жюри актриса Клавдия Коршунова так сформулировала свои впечатления от программы: «У кинематографистов пропало чувство ответственности перед зрителями. Съемочная техника стала гораздо доступнее, а люди снимают спустя рукава».

А еще нынешние выборгские программы игровых фильмов дали интересную статистику востребованности актеров. Ближе к концу фестиваля авторов еще не показанных фильмов стали в шутку спрашивать, появятся ли и в их картинах Данил Стеклов, Роза Хайруллина и Юлия Ауг. Также в топе Евгений Ткачук, Александр Кузнецов и Евгений Цыганов.   

Выборг–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У нас

У нас

0
1230
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
4324
ВЫСТАВКА  "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

ВЫСТАВКА "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство. Московский самоцветный фестиваль"

0
2689
Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Три "Пиковые дамы" и "Жизнь за царя"

Надежда Травина

В Нижегородском театре оперы и балета завершился фестиваль "Болдинская осень"

0
5387

Другие новости