Короткометражка «Огонь» – комедийная зарисовка из жизни полицейских. Кадр из фильма
В Калининграде в шестой раз прошел фестиваль короткометражного кино «Короче» – в основной конкурс смотра в этом году попали 37 игровых картин. Некоторые из них до этого участвовали в программе «Кинотавра», остальные впервые были показаны именно на «Короче» – и авторы этих новых работ, как оказалось, предпочитают черный юмор.
Одной из лучших короткометражек конкурса можно смело назвать «Огонь» Марии Шульгиной – комедийную зарисовку из жизни полицейских со Степаном Девониным в главной роли. Играет он сотрудника патрульно-постовой службы, охраняющего вместе с напарницей и по совместительству возлюбленной выловленный из петербургского канала труп. Заскучав в ожидании подкрепления, молодые люди выясняют отношения – слово за слово, и разговор перерастает в погоню со стрельбой и неожиданными последствиями. Любовь в итоге все равно побеждает, хотя для этого герою Девонина придется даже пожертвовать частью тела. «Огонь» – черная 13-минутная комедия положений, по сути, не более чем кино-анекдот, однако именно этот повествовательный формат является одним из наиболее популярных и подходящих для короткометражки. Доказательство тому – программа «Короче», где в этом году оказалось сразу несколько работ, снятых в этом формате и жанре.
Например, «Рикошет» Тимура Джураева. Про молодого сотрудника ФСБ, жизнь которого внезапно превращается чуть ли не в фильм Тарантино – с бандитами, стрельбой и абсурдистским стечением обстоятельств, которое приводит к весьма трагическому, но оттого не менее смешному финалу. Из очевидных плюсов – всего одна локация в виде колоритного придорожного кафе, узнаваемый актерский состав (Игорь Жижикин, Федор Лавров, Вячеслав Чепурченко) и эффектный кадр с торчащим из черного джипа огромным позолоченным крестом. К слову об эффектных кадрах – отдельно хочется отметить слабую с точки зрения сценария, но зато, пожалуй, одну из самых визуально изобретательных работ конкурса, «Затаив дыхание» Алексея Соболева. Фильм про соперничество синхронисток полностью снят под водой – мало того что это очень красиво, так еще и диалогов не слышно, что только на пользу этой и без того простой, даже примитивной мелодраме.
Возвращаясь к черным комедиям: действие «Естественного отбора» Никиты Тамарова, который со своей дебютной короткометражкой «Портфолио» победил на «Короче» в 2015 году, после чего стал режиссером веб-антиутопии «Хроники параноика», происходит в вымышленной реальности (то ли недалекое будущее, то ли в метафорически переосмысленное настоящее), где мужчины в прямом смысле охотятся на женщин, якобы бессловесных и не наделенных интеллектом существ. Один из охотников, впрочем, начинает в этом сомневаться – и не зря. Весьма жестокое и даже кровавое – ироничное, в духе остальных работ Тамарова – рассуждение на популярную нынче гендерную тему.
Однако лучше всего в данном формате выступил якутский режиссер Владимир Мункуев, снявший мрачную криминальную драму про охранника Колю, влюбившегося в продавщицу Свету – в прямом смысле до смерти. Ироничное в данном случае название – «Счастье» – вполне соответствует ее содержанию и интонации режиссера, который в неожиданном и по-настоящему страшном финале через одного из второстепенных персонажей смеется над им же самим выбранным жанром – так называемой «чернухой», одной фразой переворачивая с ног на голову не только весь сюжет, но и предполагаемый, выдержанный стилистически и сюжетно, жанр фильма.
Остальные режиссеры конкурса (по крайней мере, первой его половины) не столь успешно, но также пытаются шутить, так сказать, «по-черному». В «Наблюдателе» Павлы Стратулат муж, которого играет звезда «Нелюбви» Звягинцева Алексей Розин – примечательно, что он снова играет супруга, переживающего семейный кризис, – приводит домой молчаливую женщину, которая готова заплатить крупную сумму за то, чтобы неделю наблюдать за их с супругой жизнью. Жена поначалу недовольна, но через некоторое время и она, и муж не могут представить, как существовать дальше без наблюдательницы в квартире – как выясняется, они не единственная такая пара. В «Плакальщицах» Константина Карташова три друга вместо проституток вызывают на дом профессиональных плакальщиц. «Эрос» и «танатос», как известно – давние и верные спутники.
Екатерина Сташевская в своей короткометражке «Мама, я перезвоню» шутит на тему вечного беспокойства матерей за своих пусть и уже взрослых детей. Главное – не пропустить мамин звонок, даже если в этот момент за тобой гоняются с кувалдой наперевес. При всем несовершенстве этой работы она выглядит почти шедевром на фоне спекулятивной и на этот раз абсолютно серьезной, а еще и политически окрашенной короткометражки Ленара Камалова «Дежурство» с Захаром Прилепиным в роли самого себя – не писателя, а ополченца ДНР. Две работы роднит тема, ведь и Камалов берет за основу звонки матерей своим сыновьям, правда, в этот раз хороших новостей не будет – это не смешно, это про войну и тяжкий труд «героев» вроде Прилепина.
комментарии(0)