В детях – и радость, и страдание матери. Кадр из фильма
«Талли» с оговорками можно назвать и заключительной частью трилогии о взрослении Джейсона Райтмана и Диабло Коуди, и своего рода производным из двух предыдущих фильмов. От «Джуно» досталась тема беременности, от «Богатой бедной девочки» – исполнительница главной роли Шарлиз Терон и история про очередной возрастной кризис.
Сорокалетняя Марло (Терон), мать мальчика-аутиста и девочки с характером, незапланированно беременна в третий раз. На свет вот-вот появится еще один ребенок, у старшего сына проблемы в школе, дочка стремительно растет, муж (Рой Ливингстон) целыми днями пропадает на работе – в общем, силы на исходе. На семейном ужине брат-богач предлагает Марло в качестве подарка на рождение оплатить ночную няню. Женщина сперва из гордости отказывается, но малышка появляется на свет, и жизнь превращается в кромешный ад из памперсов, детского плача, распухших сосков и недосыпа. Подступив к самому краю нервного срыва, Марло звонит няне. И в ту же ночь на пороге появляется 26-летняя Талли (Маккензи Дэвис) – то ли Мэри Поппинс, то ли героиня порнофильма.
«Талли» презентовали как комедию про многодетную мать – поначалу действительно вся эта череда бытовых неурядиц и страданий героически растолстевшей для роли Шарлиз Терон может вызывать улыбку. Которую, впрочем, в мгновение ока стирает нарастающее ощущение трагичности бытия героини. Как минимум – трагикомедия, а на самом деле полноценная драма о послеродовой депрессии и в целом о том, что материнство не бесконечный праздник умиления с батутами, пони и воздушными шариками, а та еще работенка с теми еще последствиями для умственного и физического состояния матери. Последнее, к слову, показано весьма подробно и без прикрас, со складками и молокоотсосом в действии, и тут надо отдать должное смелости актрисы Терон – похожие трансформации она переживала для картины «Монстр», которая в итоге принесла ей «Оскар». Что касается моральной стороны материнства, то этому и вовсе посвящен основной твист фильма – не самый оригинальный, зато показательный.
Прямолинейность и предсказуемость «Талли» – конечно, веский повод ругать фильм. С другой стороны, и персонаж Шарлиз Терон, и то, как играет свою героиню актриса, искупают сценарные огрехи. А уж сама тема не только особенно актуальна и попадает во все существующие тренды, но и в целом невероятно важна. Трогательных мелодрам и уморительных комедий про родителей существует бесчисленное множество, но о такой проблеме, как послеродовая депрессия, в них нет, конечно, ни слова. «Талли» не пытается представить материнство героическим подвигом под хештегом «я же мать» – даже если матери за 40 и у нее уже есть двое еще маленьких и не самых простых детей. Но и розовые очки придется снять.
В этом «Талли» похож на «Джуно» – не только формально, но и по честности взгляда на женщину, через призму разных возрастов и связанных с этим состояний души и через призму беременности, то ранней, то поздней – опыт в обоих случаях весьма болезненный. Только в «Джуно» юные родители от ребенка отказывались, и это выглядело единственно верным решением. В «Талли» же герои такой возможности уже не имеют – взрослым людям общество диктует плодиться и размножаться, а женщина и вовсе рождена для этого. Нет, фильм не выглядит, как чайлдфри-манифест, и счастье здесь находится там же, где страдание, – в семейной «бытовухе» и детях, в любви к ним и в постоянном страхе за них, в радости их рождения и одновременном ужасе от этого. Проблема в том, что последнее все еще под негласным запретом – жаловаться, страдать, сходить с ума мать не имеет права, превращаясь из человека в обязательную социальную функцию и страшась обратиться за помощью, дабы не сочли неправильной и плохой. И вот с этим укоренившимся посылом «Талли», как может, пытается бороться – как с еще одной формой насилия.
комментарии(0)