Последние идиллические минуты перед опасным путешествием... Кадр из фильма
Исландец Бальтасар Кормакур в 2000 году прославился камерной комедией «101 Рейкьявик», а в последние годы прочно обосновался в Голливуде и освоил совсем другие жанры: сперва снял два криминальных боевика с Марком Уолбергом («Контрабанда» и «Два ствола»), а в 2015 году – открывавший Венецианский кинофестиваль «Эверест». В этом же жанре – основанного на реальных событиях приключенческого экшена про столкновение человека и природы – снята и картина «Во власти стихии», новая работа Кормакура, спустившегося с гор к морю и в этот раз сделавшего главной героиней женщину.
Путешествующая по миру американка Тэми (Шейлин Вудли) знакомится на Таити с бороздящим океаны моряком Ричардом (Сэм Клафлин). Ей немного за 20, он старше чуть ли не на 10 лет, но это любовь с первого взгляда. Молодые люди проводят дни, катаясь на лодке Ричарда, загорая на пустынных пляжах, танцуя в барах и строя планы на будущее – подумывают, например, отправиться в кругосветное путешествие. Но однажды Ричарду поступает предложение, от которого трудно отказаться, – знакомые готовы заплатить паре приличную сумму денег, если они перегонят их яхту с Таити в Сан-Диего. Путешествие, которое должно было занять не более месяца и быть полным красивых закатов, рассветов и прочей романтики, оборачивается для Тэми и Ричарда настоящим кошмаром. Шторм почти полностью разрушает лодку и выбрасывает мужчину за борт – следующие 40 дней девушка будет дрейфовать в открытом океане, всеми способами пытаясь добраться до суши.
Случившееся в начале 80-х с 24-летней Тэми Олдхэм – одна из самых удивительных историй о выживании, которая со всеми своими исходными данными так и напрашивается на экранизацию. Катастрофа, любовь, борьба, спасение – впрочем, при формальной схожести с «Эверестом» новый фильм Кормакура в большей степени о сражении не со стихией, а с самим собой. Сам ураган на экране бушует несколько минут, все остальное время на море убийственный (без ветра далеко не уплывешь) штиль. Чего не скажешь о внутреннем состоянии героини – именно ему режиссер уделяет первостепенное внимание, выстраивая еще более сложную драматическую коллизию, чем в своей предыдущей работе. Используя своего рода сюжетный твист, чтобы показать глубину отчаяния и одновременно силу человеческого духа и возможности человеческого разума, включающего неизвестные, скрытые механизмы защиты.
После «Эвереста» можно было не сомневаться, что природу – стихию – Кормакур снимет превосходно. Покажет именно такой, величественной и непредсказуемой, какой она и является, будь то горы или океан. Однако снять, по сути, монофильм, большую часть которого в кадре одна актриса, – задача куда более сложная. Шейлин Вудли переживает все стадии отчаяния – от гнева до депрессии, тонко играя моральное и физическое страдание, перебарывая себя, выживая из последних, непонятно откуда взявшихся сил. Любовь становится движущей силой – не важно, было ли так на самом деле, но для драматургии фильма история с Ричардом становится ключевой и сюжетообразующей. В очередной раз выдавая в Кормакуре талантливого постановщика, способного работать с материалом, который в начале фильма обозначают фразой «Основано на реальных событиях».
Кроме того, режиссер успевает запрыгнуть в уходящий поезд тренда на кино про сильных женщин – сложно переплюнуть историю 24-летней девушки, выжившей после мощнейшего шторма и 40 дней дрейфа в открытом океане. Которая ко всему прочему, как сообщают финальные титры, не только не бросила занятие после случившегося, но и до сих пор бороздит моря на всяких парусниках. Важно, что произошедшее Кормакур не представляет как удачу, а последовательно изображает в виде триумфа силы воли и человеческого духа. Из случайного здесь только сам шторм, остальное – кропотливая работа, подкрепленная не только определенными профессиональными навыками (Тэми, конечно, не была новичком в море), но и попросту желанием жить. Даже тогда, когда так хочется сдаться. В общем, человек не такое уж и беспомощное существо и способен и горы свернуть, и море переплыть – стоит только захотеть.
комментарии(0)