Интересный прием – герой встроен в кадр, на который смотрит. Кадр из фильма
Фильмом закрытия «Кинотавра» стал документальный фильм Веры Кричевской «Дело Собчака», в столице премьера состоялась в кинотеатре «Октябрь» в День России, 12 июня начался и прокат. Автором идеи и соавтором сценария фильма стала дочь Анатолия Собчака Ксения.
Для документального фильма хронометраж в два часа – это очень много, для мемориально-биографического – много чересчур. Немного побаиваешься перед просмотром – не придется ли в какой-то момент высиживать?..
Не придется. По ощущению, фильм длится не больше 40 минут. И он никак не мемориально-биографический – по большому счету это история о предательстве и верности.
Или так – это фильм о времени и об Анатолии Собчаке в нем.
Или даже так – это политический триллер о прохождении человеком пути от стремительного взлета на самый верх до полного морального и физического уничтожения.
По словам Ксении Собчак, фильм еще и о том, чем закончились наши надежды начала 90-х: как мы пришли к той исторической точке, к которой пришли.
В свое время Вера Кричевская запускала в партнерстве с Синдеевой телеканал «Дождь». «Поэт и гражданин» с Михаилом Ефремовым – ее проект, документальный фильм о Борисе Немцове «Слишком свободный человек» – ее фильм (как написал коллега Юрий Сапрыкин в ФБ, «Вера Кричевская второй раз подряд показывает высший пилотаж в огнеопасном жанре «фильм о недавней истории»). Что касается Ксении, она мало появляется в кадре: листая перечеркнувшее карьеру отца уголовное дело, в исповедальном разговоре с матерью Людмилой Нарусовой («Нет ли у тебя ощущения, что он ушел вовремя? Как ты думаешь, каково пришлось бы ему в сегодняшней России?» – «Думаю, тяжело»). В думах над Исаакиевской площадью и в заснеженном Светлогорске, где скончался ее отец.
У авторов в распоряжении была яркая хроника (мужики с Кировского завода по призыву Собчака идут на митинг, его выступление из окна Мариинского дворца перед сотнями тысяч и пр.), некачественное хоум-видео 20-летней давности (Собчак с помощником Володей на катере, Собчак с помощником Володей играет в настольный теннис и пр.), плюс отвечающие на закадровые вопросы герои.
Каждое интервью Ксения записывала не менее 2,5 часов – понятно, что в фильм вошли из них лишь минуты. Не в форме монологов – в форме более или менее коротких ответов, красной нитью проходящих через весь фильм; соответственно каждый герой появляется на экране и по 5, и по 10 раз. Иногда кадр разделяется на три – квадрат в центре и прямоугольники по бокам, иногда остается один прямоугольник в углу при остальном темном поле. Очень классный прием – помещенный в чужой кадр интервьюируемый, как бы смотрящий на него, но при этом в нем и находящийся. А общая подача такова, что материал не то что не статичен – он производит впечатление бурления.
Интервьюируемые – только свидетели описываемых событий: Владимир Путин, работавший с Собчаком с начала 90-х, Дмитрий Медведев, бывший аспирант профессора Собчака (возглавлявший его избирательный штаб в 89-м и, по его признанию, даже расклеивавший по городу листовки). Медведев сохранил и принес на съемки записку, написанную ему Собчаком за три недели до смерти… Алексей Кудрин, Сергей Станкевич, Анатолий Чубайс, чью шоковую терапию Собчак громогласно называл цинизмом по отношению к людям, руководитель администрации президента Ельцина Валентин Юмашев… Для фильма было записано первое в истории интервью нынешнего главы Росгвардии Виктора Золотова, в те времена – охранника Собчака.
Часть участников фильма – оппоненты главного героя, так или иначе причастные к его травле, начавшейся после поражения на губернаторских выборах 1996 года. (Сперва Собчак собирался участвовать в президентских выборах, но потом отказался от этой идеи, тем не менее московская команда Ельцина начала кампанию по его травле, было возбуждено уголовное дело о злоупотреблении полномочиями в мэрии.) Александр Коржаков, Владимир Яковлев, некий веселый бизнесмен, признающийся, что дал 12 млн долл. на предвыборную кампанию никому тогда не известного Яковлева, Алексей Трубецкой-Кошмаров, возглавлявший яковлевский предвыборный штаб… Главный гонитель, на ту пору генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов, по свидетельству авторов, дал согласие на интервью, но в последний момент на съемку не пришел.
Сейчас, конечно, начнутся поиски подоплек и ответов на вопрос: «Кому это выгодно?», поэтому стоит заметить, что работа над фильмом началась в конце мая 2017 года, задолго до того, как Ксения Собчак решила участвовать в президентской кампании. И делался он точно дочерью и журналисткой, а не политиком. Вряд ли политиком противоположного лагеря в фильм был бы включен кадр, сделанный в день похорон Собчака, когда давно уже не его помощник, а без месяца новый президент страны изо всех сил сдерживает слезы и пытается справиться с дыханием… Или озвучен тот факт, что 20 августа 1991 года, во время выступления Собчака против ГКЧП, полковник КГБ Путин написал рапорт об отставке.
Когда по окончании пресс-показа к журналистам выйдут Собчак и Кричевская, обе в черном, обе усталые (вечером показ на «Кинотавре» в Сочи, утром – в ЦДК в Москве), Ксения скажет – больше всего ее поразило в путинском интервью, что, ранее обходя этот вопрос, он назвал предательством, и ничем иным, баллотирование помощника Собчака Владимира Яковлева в мэры. Широкую демократическую публику, наверное, поразит другое – история с эвакуацией Собчака из страны во время ноябрьских праздников 1997 года. Собчак лежал в больнице с сердечным приступом (по свидетельству хирурга, тому тут же позвонили: «Не вздумай активничать, оперировать его!»), и Путин, на тот момент заместитель руководителя администрации президента Ельцина, по собственной инициативе разработал и осуществил операцию по вывозу «врага», которого вот-вот должны были арестовать, в Париж. По свидетельству Юмашева, его подчиненный, поставив только его в известность и очень многим рискуя, отправился в Петербург, где и организовал перелет Собчака медицинским вертолетом во Францию. Чем, безусловно, спас жизнь своему бывшему шефу.
«Дело Собчака» оставляет сильное впечатление. Вместе с пониманием, что если бы профессор Собчак – стильно одевавшийся, органично смотревшийся рядом с президентом Клинтоном и принцем Чарльзом, вальсировавший с Плисецкой – продолжал преподавать, он и посейчас был бы жив-здоров. Политические игры – не для интеллигентов-умников, которые отказываются играть по известным правилам и не желают задумываться о последствиях своей открытости и прямоты.
комментарии(0)