0
5386
Газета Кино Печатная версия

01.06.2018 00:01:00

Одесситам всех стран посвящается

Документальный фильм "INTO_нация большой Одессы" получил приз МЕКФ "Ключ открытий"

Тэги: мекф, московский еврейский кинофестиваль, документальные фильмы, александр бруньковский, одесса, одесситы


мекф, московский еврейский кинофестиваль, документальные фильмы, александр бруньковский, одесса, одесситы Актриса Оксана Фандера, гуляя по Одессе, говорит о ней какие-то удивительно точные вещи. Кадр из фильма

В среду в ЦДК объявили победителей 4-го Московского еврейского кинофестиваля  (МЕКФ) под председательством Александра Роднянского. В номинации «Лучший полнометражный документальный фильм» победил краудфандинговый проект режиссера Александра Бруньковского и продюсера Сусанны Альпериной – картина «INTO_нация большой Одессы». Это ее первый конкурс и первый приз, впереди – прокат и показ на одном из телеканалов. 

Что и говорить, Одесса – жемчужина у моря и, как выразился один из героев фильма, «удар, полученный тобой на всю жизнь». Достаточно раз побывать там, чтобы получить этот удар, навсегда влюбившись в красоту и самобытность уникального города-явления. Однако фильм посвящен не ему, а одесситам всех стран – людям, родившимся в Одессе и разъехавшимся по миру. 

Как говорит другой герой фильма: «Мы счастливо жили в Одессе – и счастливо из нее уехали». Но почему уезжают из прекрасной Одессы? Можно предположить, что у одесситов, как и у всех прочих, срабатывает биологический инстинкт – потребность в определенный момент вылететь из гнезда, плюс личные обстоятельства (кого-то пригласили на работу, кого-то позвали замуж, кто-то подался в алию). 

Авторам, однако, хотелось найти ответ именно на данный вопрос (из анонса: «На примере Одессы и его жителей мы хотели понять – почему люди бегут из своих родных городов») – не сказать, чтобы им это удалось. Скорее получился сборный портрет уехавших и преуспевающих вне Одессы, причем портрет весьма многочисленный – аж в 36 человек! 

Начинается фильм неспешно – с цитаты Платона «Узнай свои корни» и некоторой любопытной информации. Про испанца Дерибаса, взявшего турецкую крепость и основавшего на ее месте город и порт (а потом уехавшего), про сменившего его француза Ришелье (а потом тоже уехавшего), про привезенную из Неаполя вулканическую лаву, которой замощены улицы и дворы Одессы… 

На экране сменяются очень красивые кадры – хоть в рамку вставляй: краны морского порта на закате, Оперный театр на рассвете… Оригинальная колючка в степи. Ползущая по мрамору, который здесь везде, симпатичная улитка с рожками. Чувствуется первое художественное образование режиссера Бруньковского!

Очень скоро темп убыстряется. Фильм начинает мелькать бесконечной чередой героев с их прерывающимися и возобновляемыми монологами: выглядит это так, как если бы пленку порезали на куски, перемешали и заново склеили. Если в нижнем углу экрана всякий раз возникало название очередной страны (и даже почти всегда успевалось поймать его глазом), то титры с именами героев напрочь отсутствовали (как оказалось, они скопом пройдут в самом конце). Что несколько обескураживало, поскольку из 36 героев узнаваемых без титров оказалось всего 10–15 человек.

…Актриса Оксана Фандера, гуляя с собакой по центру Одессы, говорит какие-то удивительно точные вещи – с ней одной можно сделать фильм. Как и с режиссером Михаилом Левитиным, как и с журналистом Виктором Лошаком (его точное замечание: та короткость, которая в Одессе возникает после 10 минут знакомства, в другом месте не случится и после 10 лет). Роман Карцев, Иосиф Райхельгауз, Валерий Тодорковский – их можно слушать часами, как можно слушать часами и менее широко известных в России, но колоритных и харизматичных, именно что одесситов по своей сути – скрипачку Дору Шварцберг из Вены, первую одесскую телеведущую Нелли Харченко из Берлина, оперную певицу Анну Шафажинскую из Торонто… Особняком стоит фигура единственного вернувшегося в Одессу (и не откуда-нибудь, а из Парижа!) славного юноши, сына эмигранта-биолога.  

При такой концентрации людей/стран неоправданно большое количество времени отдано молодым героиням (похоже, найденным по объявлению, размещенному на портале, где собирались краудфандинговые средства: «Просим помочь найти земляков-одесситов в Неаполе и греческом городе Триполи»). Они подробно рассказывают о себе, читают свои стихи, позируют… Это при том, что на экране бессловесно мелькнули Кира Муратова, Евгений Ясин, Ирина Апексимова; Михаил Жванецкий был показан неоднократно – выходящим на сцену, подписывающим свою книгу, с глубокомысленным видом сидящим в кресле, но тоже бессловесным! Немножко странно, нет?..

Аркадия в Греции, Аркадия в Одессе, клуб одесситов в Питере, клуб одесситов в Хайфе… Одесская улица в Париже, банки, кафе, магазины с названием «Одесса»… И снова ползет улитка. И снова кадр с колючкой в последних лучах солнца. И снова Оперный театр. 

Очень много, видимо, было отснято материала, и очень многое хотелось вместить, оттого получился калейдоскоп из лиц и стран длиною в полтора часа. Тем не менее «INTO_нация большой Одессы» – атмосферный, настроенческий и просто красивый фильм; будь он не 104 минуты по времени, а вдвое меньше – смотрелся бы на одном дыхании. И еще – зачем латынь и нижнее подчеркивание в названии? Дань моде и современности? Одних, может, это и привлечет, но других оттолкнет точно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мои несостоявшиеся "Письма Ильфа"

Мои несостоявшиеся "Письма Ильфа"

Игорь Мощицкий

Этот писатель ощущал бы себя лишним человеком при любой власти

0
5707
Возьмите с собой мои слова и начинайте идти

Возьмите с собой мои слова и начинайте идти

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

Исполняется 130 лет со дня рождения Исаака Бабеля

0
5190

Другие новости