Программный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо – адепт французской модели кинопоказа. Фото Reuters
Очередной виток противостояния Каннского кинофестиваля и онлайн-платформы Netflix, случившийся накануне 71-го смотра на Лазурном Берегу, у многих аналитиков вызвал ощущение: цивилизация действительно перевалила некий рубеж, за которым осталась привычка регулярно смотреть кино в кинозале. Похоже, бизнес по продаже индивидуального просмотра теснит кинотеатральный бизнес и подрывает авторитет престижных фестивалей как регулировщиков и даже создателей трендов киномоды.
Программный директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо – адепт французской модели кинопоказа, по которой премьерные фильмы сначала идут только в кинотеатрах, а уж потом становятся доступны для стриминга. Мегауспешный производитель сериального и киноконтента Netflix выпускает свой продукт сразу на глобальные просторы онлайн-рынка и совершенно глух к доводам защитников «старомодной» схемы жизни фильма. Фремо в этом году не взял в основной каннский конкурс картины, к созданию которых причастен Netflix, а Netflix не дал ни одного своего фильма ни в какую другую программу фестиваля №1.
Повторим: этот эпизод многие сочли узловым звеном в цепи поражений не только Франции как бастиона классической модели дистрибуции, но вообще традиции коллективного кинопросмотра. Заговорили, что, мол, конечно, киноаттракцион (с 3-D очками и Dolby-surround) еще поживет и составит конкуренцию другим формам детского, юношеского и семейного досуга, а фестивали и синематеки, как киноманские гетто, будут собирать добровольных мучеников и показывать им в больших и малых залах новые и старые опусы «священных чудовищ» авторского кинематографа. Но в целом век коллективного просмотра измерен.
Возможность заказать фильм, сверившись с меню, когда и где хочешь, поставить его на «стоп», если тебе позвонили, – удобства налицо. «Разве это плохо?» – закономерно спрашивают занятые зрители. Им некогда и неохота ехать в кинотеатр на назначенный кем-то сеанс. В свою очередь, специалисты (особенно те, «кому за…») возражают: воспринять фильм во всей его полноте можно только в определенных условиях – в темном кинозале с отстроенным и правильно распределенным звуком, глядя на широкий экран и не отвлекаясь. Похоже, авторитетное мнение специалистов все больше воспринимается как брюзжание зануд-ретроградов. Они вроде как противостоят прогрессу и смешно замахиваются с обочин на мощный трафик бизнеса. Жизнь-то подтверждает: товар онлайн-киномагазинов устраивает миллиарды покупателей, а эстеты-кинокритики им не указ.
Примечательно, что авторы фильмов в этом споре по большому счету не участвуют. Хотя месяцами колдуют на съемочных площадках и в залах постпродакшена над нюансами изображения и звука – всего того, что очевидно упрощается при просмотре на экране компьютера, планшета, айфона и даже домашнего кинотеатра. Получается, возможность продать свой продукт пока важнее того, в каком качестве зрители увидят этот самый продукт. Даже для создателей авторского кино – особо чувствительных кинематографистов, изначально не заточенных на сумасшедшую финансовую отдачу. Интересно, включатся ли они в защиту «права первой ночи» для кинотеатров, в которых потенциально могут идти их фильмы. Также интересно, как быстро дрогнет под «санкциями» Netflix. Франция – страна с режимом максимального благоприятствования развитию и широкому театральному показу авторского кино.
Надо отдать должное владельцам отечественных киносетей и некоторых кинотеатров-«одиночек», они пытаются найти новые формы для показа, казалось бы, заведомо убыточного кино – авторского. Все-таки это тоже сегмент кинотеатрального бизнеса, и умирать ему не хочется. Самые продвинутые кинопоказчики нащупали тут «дорожку» в виде разного рода «обрамлений» показов, как то: возможности встретиться и пообщаться с авторами фильма, или нечто вроде доклада о фильме от модного кинокритика. То есть нужен какой-то эксклюзивный бонус к показу – тогда в условиях конкуренции домашнего и кинотеатрального просмотров шансы привести в зал публику увеличиваются.
Президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова рассказала «НГ» об опыте (надо отметить, успешном) работы сети над проектом «КАРО.Арт», посвященном именно показу немассового кино и даже в каких-то случаях ретроспективному показу на больших экранах: «Опыт европейских стран показывает, что альтернативный контент может приносить дополнительный ощутимый доход к общим сборам. Несколько лет назад мы заметили, что определенная часть кинотеатральной аудитории стала проявлять интерес к принципиально другому, не укладывающемуся в рамки мейнстрима кино. Например, еще не так давно трудно было представить, что независимое российское кино может выйти в прокат… Но сейчас у него появилось больше шансов – потому что зритель стал меняться! И если раньше производители и прокатчики работали над тем, чтобы привлечь в кинотеатры взрослое поколение, то сейчас все маркетинговые усилия направлены на то, чтобы вернуть в кинотеатры молодежь. А повзрослевшая аудитория стала более избирательной. Устав от многочисленных франшиз и ремейков, эти зрители стали искать более сложные, нестандартные фильмы. Фильмы качественно другого, пусть и не всегда понятного формата. Кстати, и авторы независимых фильмов становятся ближе к публике, стараются говорить на более понятном для нее языке».
Дрейф авторов арт-кино в сторону более понятного киноязыка – пока не бесспорный факт, а вот прецедент с бойкотом Каннского фестиваля (мекки авторского кино!), который ему объявил коммерческий гигант Netflix, действительно расшатывает авторитет профессиональных экспертов. Они от века были «мостиком» между творцом и массовым зрителем, защищали право автора на свободу художественного выражения и толковали неискушенной публике особо высокие и сложные образцы этого самого «выражения». Хочется надеяться, что эта традиция выживет (даже видоизменившись, подстроившись под новые условия, в которых и модный кинокритик вещает со сцены о картине под хруст попкорна и бульканье кока-колы), потому что без нее кино немассовое, нестандартное быстрее вытеснят в маргинальную зону. Никому от этого лучше не будет – коммерческому кино в первую очередь. Ведь оно зависит от авторского, поискового кино, как крона от корней.
комментарии(0)