|
Юбилей празднует режиссер Александр Митта, автор двух десятков художественных фильмов (среди которых – «Экипаж», «Гори, гори, моя звезда», «Друг мой, Колька!..»), обладатель приза Венецианского кинофестиваля за картину «Звонят, откройте дверь», сценарист, в том числе и большинства своих работ.
По первому образованию москвич Александр Митта – инженер-строитель, учившийся у архитектора Константина Мельникова и окончивший в 1955 году МИСИ им. Куйбышева. Второе, которое в итоге и определило дальнейшую судьбу, получал уже во ВГИКе, в мастерской Михаила Ромма. Свой первый фильм Митта снял в 1961 году в соавторстве с Алексеем Салтыковым: им стала подростковая драма «Друг мой, Колька!..» – про школу, тайное общество и извечный конфликт отцов и детей. Фильм, снятый с позиции и на стороне последних, но честно, тонко и без морализаторства, с эпизодическими, но запоминающимися ролями Юрия Никулина и Савелия Крамарова.
Дети – герои многих ранних фильмов Митты. От приключенческой истории, а на деле почти триллера, «Без страха и упрека» (1963), про троих друзей, нашедших деньги и пытающихся вернуть их владельцу (в ролях все тот же Крамаров, Никулин в образе клоуна и Николай Бурляев), до победившей в Венеции истории 12-летней Тани (дебют Елены Прокловой) из «Звонят, откройте дверь» (1965), разочаровавшейся в пионервожатом (Сергей Никоненко), ради которого она героически искала «первых пионеров».
Не менее изящная, хоть и не такая глубокая – история про восьмиклассников, первую любовь и поиски себя «Точка, точка, запятая…» (1972), еще один выдающийся образец советского кино про подростков. И, конечно, более поздняя, вышедшая уже после «Экипажа» «Сказка странствий» (1983), фэнтезийное, поэтическое кино про похищенного разбойниками брата с магическим даром и сестру, ищущую его по всему свету, с музыкой Шнитке и Андреем Мироновым в роли ученого.
Два, без преувеличения, главных и лучших фильма Митты – «Гори, гори, моя звезда» и «Экипаж». Первый вышел на экраны в 1969 году – Олег Табаков сыграл режиссера-самоучку Искремаса, чьи театральные постановки в провинциальном городке проходят на фоне бесконечной смены власти. История получилась у Митты этакой трагикомичной притчей, а оттого наиболее точным высказыванием на тему, кажется, актуальную и по сей день, – про судьбу художника в период революции.
С «Экипажем» (1979) режиссер и сам совершил своего рода переворот в истории отечественного кино, сняв первый советский блокбастер, фильм-катастрофу про отважных летчиков с Георгием Жженовым и Леонидом Филатовым, поразивший всех небывалыми на тот момент спецэффектами. Впрочем, ступив на территорию нового для себя жанра, режиссер не отказался и от прежней стилистики, как всегда, уделив немало внимания психологической стороне сюжета – фильм начинается как мелодрама и лишь на середине, уже завладев вниманием публики, вызвав в ней необходимое сопереживание, превращается в экшен.
Экшен сегодня, почти 40 лет спустя, в техническом вопросе, конечно, уступает современным фильмам - катастрофам, но не смотрится – из-за смешения жанров – устаревшим. Даже в сравнении со своим одноименным ремейком (хотя авторы его так не называют) – «Экипажем» 2016 года с Данилой Козловским, Владимиром Машковым и самим Александром Миттой в мимолетном камео. Ну а куда же полетит «Экипаж» без своего первого командира?
«НГ»
комментарии(0)