0
3564
Газета Кино Печатная версия

15.03.2018 19:39:00

Зайцы на поляне волков

Кинофестиваль "8 женщин" намерен привлечь внимание к творчеству режиссеров – не мужчин

Тэги: кинофестиваль, режиссеры, женщины, ксения зуева, элина суни


Режиссер Ксения Зуева получает приз «Дебют» за фильм «Близкие».	Фото автора
Режиссер Ксения Зуева получает приз «Дебют» за фильм «Близкие». Фото автора

На этой неделе в Доме кино завершился IV Международный кинофестиваль «8 женщин», организованный Гильдией кинорежиссеров России при поддержке Фонда Розы Люксембург. На конкурс было представлено 8 игровых полнометражных и 8 игровых короткометражных, 8 анимационных и 8 документальных фильмов, снятых женщинами-режиссерами в прошедшем году.  

Действительно, на экранах стало появляться все больше фильмов, режиссерами которых являются женщины. На открытии фестиваля председатель жюри, режиссер Валерий Ахадов, сказал, что в его мастерской на Высших режиссерских курсах ВГИКа последние годы преобладают женщины («Режиссеры-женщины могут рассказывать о жестких вещах, но все равно руки и душа нежные, это другой стиль передачи собственных эмоций»). 

Гендерного неравенства в зале не наблюдалось – наблюдалось возрастное, люди до 30 и после 50 (условно говоря, студенты и пенсионеры), представителей среднего возраста замечено почти не было. 

Фильмом открытия стала картина «Мой лучший друг», которую представила режиссер Элина Суни, попутно сообщив: «Несмотря на то что я в кино уже много лет, все время ощущаю себя таким зайцем, заскочившим на поляну волков-мужчин. Все великие произведения искусства созданы мужчинами, надо это признать. Но мне кажется, что сейчас как раз настало время, когда в обществе возникли запрос и потребность на нежную лепку всех понятий. Мужчина – это структура, логика, осмысление, глубина. А женщина – нежность, чувствования». 

Именно «Мой лучший друг» и получил главный приз как лучший игровой фильм.

На фестивале широко был представлен любимый зрительский жанр – комедийный. Новогодняя комедия «Девушка с косой» (режиссер Ольга Попова) с  Александрой Урсуляк отличается от десятков других новогодних комедий разве что этой самой девушкой с косой (Полина Ауг), то бишь Смертью, которая в прямом и переносном смысле красной линией проходит через весь фильм – бредет, бедолага, через заснеженную праздничную Москву в поисках нужного ей адресата. И за две минуты до финала доберется, но обнаружит, что искомая бабушка недавно переехала: как и положено в комедии, в финале – хеппи-энд по всем сюжетным линиям.

 «Детки напрокат» (режиссер Татьяна Капитан) с Равшаной Курковой – тоже комедия с незатейливым сюжетом, который сводит деловую женщину-адвоката при дочке-оторве лет 9 и неудачливого блогера при серьезном и ответственном сыне схожего возраста. Дети сдружились, взрослые влюбились – конец фильма. Который, тем не менее, получил приз зрительских симпатий.

Жанр «Яна+Янко» (режиссер Наташа Меркулова) с Олесей Судзиловской затрудняюсь определить – современная сказка? Если заменить место действия – Москву на нечто заокеанское (и убрать сцены в детдоме,  интерьером, впрочим, напоминающем дорогой садик) – будет типичная американская комедия. 

Героиня – редактор модного глянцевого журнала (отсылка к героине Мерил Стрип из «Дьявол носит Prada»?) и отчасти мымра, поскольку из человеческого за ней числится лишь женатый любовник. Ее сверхзадача – стать женщиной года, ради чего с полным цинизмом усыновляется 7-летний цыганенок из детдома. Который ведет закадровый рассказ происходящего так, словно обладает мудростью Соломона, и устраивает свои делишки так, словно является величайшим психологом мира. Понятное дело, в кратчайшие сроки железная леди превращается в любящую мать; апофеоз – сцена покаянного монолога героини при получении вожделенной премии. Спроси меня, о чем кино – отвечу: о цыганском магнетизме. Жанр комедии допускает небывальщину, но не отменяет чувства меры и каких-то прочих тонких вещей.  

А вот драма «Близкие» (режиссер Ксения Зуева) по-хорошему удивила. Название, конечно, отсылает к евангелическому «Враги человеку – близкие его». 

Среднестатистическая небогатая российская семья, каких легион, – у родителей кризис отношений и смысла жизни, у детей – подростковый кризис становления и оторопь от вхождения в эту самую весьма жесткую жизнь. А еще есть бабушка – балласт семьи, вернее, очень старая дама с прямой спиной, в конце концов уходящая из дома, полного истерик и недовольства всех и всеми, умирать.

Внешний пейзаж – слева бесконечные гаражи, справа бесконечные многоэтажки, внутренний – полчища бумажных иконок на книжных стеллажах. У всех героев на шеях болтаются кресты, а беспросветность в сознании каждого такая, что хоть вой. Изумительно подобраны подростковые типажи; меньше всего все это похоже на актерскую игру – на экране словно подсмотренные и вырезанные куски жизни. 

Ближе к финалу кто-то в зале сказал: «Да это «Нелюбовь» – лайт!» – не уверена, что лайт, потому что этот талантливый и честный фильм не хуже картины Звягинцева. (Кстати, в журнале Elle под заголовком «5 главных российских кинодрам 2017 года» названы «Нелюбовь» Звягинцева, «Аритмия» Хлебникова, «Теснота» Балагова, «Жги!» Плетнева и «Близкие» Зуевой.) 

На фестивале «8 женщин» фильм «Близкие» был награжден призом за лучший дебют. 

Как ни странно, молодость – общая черта всех выходивших за наградами женщин-режиссеров. Другая их общая черта – почти у каждой первое образование журналистское, начало работы в кино – после учебы на Высших режиссерских курсах. 

Кроме уже названных приз за лучший документальный фильм получила Анна Рудикова («Ночные дежурства», очень личная история о профессионализме, везении и женском счастье), за лучший анимационный фильм – Светлана Андрианова («Два трамвая» по мотивам стихотворения Осипа Мандельштама). Приз за лучший игровой короткометражный фильм получила Татьяна Федоровская («Вера», по мотивам рассказа Сергея Вараксина «Азбука Морзе»). Спецприз гильдии кинорежиссеров достался Лере Сурковой («Язычники», по одноименной пьесе Анны Яблонской), а спецприз Фонда Розы Люксембург – Юлии Балабановой («Лира. Надежда. Любовь»). 

Итого: 8 призов в 8 номинациях. 8 золотых роз получили 8 прекрасных женщин, снимающих на самом деле не менее качественное кино, чем мужчины.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Театр, где дети получают профессию

Театр, где дети получают профессию

Наталья Савицкая

С юными актерами могут работать только особенные режиссеры

0
7791
Россиянки мечтают работать в промышленности

Россиянки мечтают работать в промышленности

Ольга Соловьева

Трудоизбыточные регионы соседствуют с трудодефицитными

0
3123
На этой земле не кончается зима

На этой земле не кончается зима

Наталия Григорьева

В конкурсе фестиваля "Маяк" показали фильмы про крепостных крестьян, родительское горе и коллективную память

0
16286
К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

Наталия Григорьева

Первый день фестиваля открыли фильмы, снятые женщинами-режиссерами – дебютантками, с большим будущим

0
14932

Другие новости