Первая любовь редко бывает счастливой – даже в кино. Кадр из фильма
«Леди Бёрд» Греты Гервиг – российские прокатчики не стали переводить название как «Птица» или «Птаха», оставив его оригинальным, – претендовала на победу в пяти номинациях на «Оскар». Призов картине в итоге не досталось (на «Золотом глобусе» повезло больше – две награды), но само присутствие в основных номинациях в данном случае дорого стоит. И женщин-режиссеров, и независимое кино Американская киноакадемия, как показывает практика, не жалует, но в случае с «Леди Бёрд» свою роль сыграл «Вайнштейн-гейт»: с правами женщин, в том числе и с правом быть режиссером, теперь нужно считаться.
Действие этой ретрокартины разворачивается в 2002 году в калифорнийском Сакраменто. Главная героиня – 17-летняя ученица католической школы Кристина (Сирша Ронан), которая мечтает уехать в Нью-Йорк, спорит по этому поводу с родителями (Лори Меткаф и Трейси Леттс) и просит называть себя Леди Бёрд. Фоном – репетиции школьного спектакля, выпускной, гаражные концерты, разговоры о терроризме на парковке, первая любовь и первый секс (между прочим, с мальчиком в исполнении еще одного молодого героя года – актера Тимоти Шаламе). Никакой особой драмы, кроме самой естественной, связанной со взрослением. Разве что с «отягчающими» обстоятельствами в виде бедной семьи, провинциального городка и больших амбиций.
Грета Гервиг в качестве соавтора, актрисы и музы режиссера Ноа Баумбаха за последние несколько лет превратилась в лицо независимого американского кинематографа – но не более того. Сама придумывала и сама же и играла непутевых молодых американок, бездействие и общая социальная апатия которых не раздражала, а скорее очаровывала. Режиссерский дебют был вопросом времени, и стилистически он не сильно отличается от всех прочих фильмов с участием Гервиг. Разве что главную роль она отдала другой актрисе, более молодой, как того требует сюжет. Основанный, между прочим, на биографии автора, чего режиссер не отрицает, уточняя, правда, что автобиографичность здесь не событийная, а скорее эмоциональная.
События действительно не сказать что выдающиеся – этакое «общее место» подросткового бытия, сильно упрощенная женская версия «Отрочества». Но если Линклейтер бессобытийность повествования превратил в прием и киноязык, то работе Гервиг не хватает не просто новаторства, но даже собственного «я» – притом что картина, напомним, во многом автобиографична.
Даже социально-политический контекст – действие фильма разворачивается всего через год после теракта 11 сентября – служит не более чем фоном. Не лишним, но, как и все остальное, лишь оттеняющим внутреннее переживание героини и первостепенный конфликт картины – ее взаимоотношения с матерью. Отсутствие какой-либо смысловой и формальной остроты – одновременно и достоинство, и недостаток фильма, который и ругать не за что, но и назвать выдающимся язык не поворачивается. Для людей, знакомых с американским независимым кино, «Леди Бёрд» не станет откровением, для более широкой публики, пожалуй, сможет открыть дивный новый мир.
Для Греты Гервиг «Леди Бёрд» – такой же прорыв, только в обратную сторону, из «инди-гетто» в пространство мирового кинематографа. И не было бы счастья, да несчастье помогло. Будучи женщиной, переквалифицироваться из актрисы и сценариста еще и в режиссера и дебютировать с фильмом о взрослении девушки, о ее отношениях с матерью, о ее поисках собственного голоса и отстаивании права на самостоятельность оказалось в этом году стратегически верным решением. Вечно критикуемый за гендерный дисбаланс «Оскар» не мог устоять под натиском активизировавшегося на фоне харассмент-скандала общественного движения за права женщин – и включил «Леди Бёрд» во все основные номинации. Простого участия для всеобщего успокоения, конечно, оказалось недостаточно, а уж проигрыш Гильрмо дель Торо сразу в двух категориях (режиссура и лучший фильм) и вовсе обиден. С другой стороны, положительная тенденция превращения независимого кино из нишевого в массовое прослеживается: последние несколько лет один-два подобных фильма нет-нет да и оказываются представлены в главных оскаровских номинациях. Пусть даже попадают они туда – пока! – по вполне очевидной (гендерной, расовой и т.д.) квоте.
комментарии(0)