Валерий Тодоровский c жюри «Триувират режиссеров» отметил Главным призом фильм Дмитрия Фальковича «Иванов». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
«Дух огня», международный смотр кинематографических дебютов, разгорается ежегодно в Ханты-Мансийске, чтобы привлечь внимание любителей киноискусства к тем, кто начинает свой путь на экране. Правда, с каждым разом сроки проведения фестиваля неуклонно сжимаются. В результате для гостей и участников, прилетевших в далекий сибирский город, 16-й «Дух огня» продолжался всего четыре дня: в первый день открытие, потом два дня плотного фестивального расписания, затем церемония закрытия и раздача призов. Журналистам, да и зрителям, желающим посмотреть не только основной международный конкурс, но и российскую программу дебютов, все охватить не удается. Оба конкурса идут параллельно в соседних залах и без повторов.
При этом международному конкурсу, где программный директор Борис Нелепо собирает самые, на его взгляд, перспективные и необычные дебютные ленты разных стран, отдано камерное пространство Малого зала в Центре одаренных детей Севера. Что логично: это ленты часто экспериментальные, непростые по киноязыку, способные доставить удовольствие и радость увлеченному синефилу, но далеко не всегда обычному зрителю. Хотя «Дух огня» за шестнадцать лет и приобщил публику к фестивальному кино, научил его смотреть и в него вникать, все же выигрывают всегда эмоциональные, внятные и человечные истории. Те, в которых есть, кому сочувствовать и сопереживать, узнавая при этом, как живут люди в других странах, какие там особенности быта и общественного устройства.
Эти же достоинства увидело и отметило международное жюри, где Председателем был известный продюсер Паолу Бланко, работавший за свою долгую карьеру с такими режиссерами, как Вим Вендерс, Оливье Ассайяс, Кристоф Оноре, Шарунас Бартас, Матье Амальрик и другими выдающимися мастерами.
Катарина Вюсс из Швейцарии получила Гран-при «Золотая тайга» и 600 тысяч рублей за психоаналитический триллер о взрослении и терзаниях 17-летней девушки, мечтающей о любви и творчестве, «Сара играет оборотня». Визуальные изыски, тонкая игра главной героини (чудесная актриса Лоан Бальтазар), умело показанный внутренний раздрай внешне благополучного семейства – все это принесло успех талантливой Вюсс.
«Серебряная тайга» и 300 тысяч рублей - награда режиссеру Киму Дэхвану из Южной Кореи за фильм «Первый этап». Это красиво снятая, наполненная нежностью и сочувствием к повседневным мелочам и проблемам, история парня и девушки, уже шесть лет живущих вместе, которые едут к родителям, чтобы сообщить им о том, что приняли решение вступить в законный брак. Первый и самый важный этап жизни – строительство прочной семьи, - так принято считать в Южной Корее. Как сложилось это базовое убеждение и в чем его ценность, ненавязчиво и внимательно исследует Ким Дэхван, которого занимает тема семейных отношений, он собирается заниматься ею и дальше.
Фильмы российского конкурса дебютов показывают в Большом зале все того же удивительного и прекрасного Центра одаренных детей Севера. В Ханты-Мансийске подрастающему поколению уделяется настоящее, неравнодушное и неказенное внимание. В этом Центре (язык не повернется назвать его сухим словом «учреждение»), происходит много интересных событий, показов, фестивалей. «Дух огня» - одно из таких событий, его тут любят, ждут и ценят, смотреть фестивальное российское кино часто приходят семьями от мала до велика.
Но при всей заинтересованности именно отечественным кинематографом, зрительской аудитории нелегко выдержать дебютные ленты, где режиссеры вполне очевидно перегружены вниманием к самим себе, не слишком заботясь о связности и убедительности своих историй и героев, о том, как они будут увидены и поняты.
Счастливые исключения – «Иванов» Дмитрия Фальковича и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта - как раз и стали лауреатами. Фильму уроженца здешних мест Александра Ханта досталась «Золотая тайга» - приз зрительских симпатий. Приз имени Александра Абдулова актерское жюри под руководством Сергея Гармаша присудило Евгению Ткачуку и Алексею Серебрякову, великолепно сыгравшим у дебютанта-сибиряка главные роли. Оператор Даниил Фомичев был награжден призом имени великого оператора Павла Лебешева.
Жюри «Триумвират режиссеров» - Валерий Тодоровский, Петр Буслов и Андрей Сильвестров - отметило Главным призом «Цветы таежной надежды» неожиданный дебют Дмитрия Фальковича под чеховским названием «Иванов». Дмитрий Фалькович – бизнесмен. Уехав из России, обосновался в Лондоне. Кино – его сильное увлечение, но совсем не основная работа. Фестивальная премьера снятого давным-давно «Иванова» состоялась только сейчас и это большая удача фестиваля.
Фильм сделан еще до всех украинских событий. Это важно отметить, так как герой картины Иванов (его играет сам режиссер) уезжает не куда-нибудь, а в Киев, надеясь там обновить свою застоявшуюся, зашедшую в тупик жизнь и избавиться от внезапного пристального внимания следователей к довольно скромному бизнесу, которым занимается. Чеховские мотивы ненужности, невостребованности и давящего безвоздушного пространства, в котором пребывает вполне типичный представитель «среднего класса» Иванов, в фильме Фальковича присутствуют иронично и легко. Бесспорные достоинства картины – наблюдательность, точная интонация, образ странного времени, запечатленный операторской камерой Жоржа Лешаптуа.
Чемпионом «Духа огня», как и в прошлые годы, стало «Твое кино». В этой внеконкурсной программе не раздают призов, наградой становится зрительское признание. «Твое кино» собирает рекордное количество зрителей. Программа существует с 2012 года и нацелена на то, чтобы фильмы могли смотреть взрослые вместе с детьми. Ребята в Ханты-Мансийске умные, подкованные, умеющие обсуждать, задавать вопросы, готовые к диалогу. Недаром, Клуб детского и юношеского кино существует в городе много лет.
В этом году куратор программы Екатерина Бордачева привезла на фестиваль пять фильмов и трех гостей. Громадный интерес вызвала канадская дебютная лента «Солнце в полночь». Режиссер Кирстен Картью – продюсер, журналист, автор документальных и короткометражных фильмов сняла первый большой фильм о том, как осиротевшая 16-летняя Лия из канадской общины у Полярного круга совершает первое в своей жизни самостоятельное и полное опасностей путешествие, преодолевает препятствия, учится распознавать людей, ориентироваться в дикой природе, дружить и быть ответственным человеком. Подростки смотрели фильм, не отрываясь: он поучительный без назидания, понятный без упрощения, а героиня – их сверстница. Полный зал собрала и новая экранизация знаменитой книги «Тим Талер, или Проданный смех», которую сделал немецкий режиссер Андреас Дрезен. Полюбили зрители и маленьких героев «Тибетской баллады» Чжан Вэя. Его роуд-муви о детях с ослабленным зрением, отправившимся в далекий город Шеньчжэнь, где они мечтают спеть в телевизионном шоу, признан лучшим на Китайском международном фестивале.
Молодая красавица-китаянка Цинь Ин, сценарист «Тибетской баллады», приехавшая в Ханты вместе с мужем (они недавно поженились, фестиваль стал их свадебным путешествием), сказала, что была невозможно счастлива пообщаться с российскими зрителями, почувствовать столько восторга и внимания к фильму. И она влюбилась в Ханты-Мансийск, город сверкающего снега под синим небом и ярким солнцем.
Ханты-Мансийск-Москва
комментарии(0)