0
4360
Газета Кино Печатная версия

05.03.2018 13:56:00

"Оскар" обошелся без "Нелюбви"

Россию на церемонии вспомнили в связи с допинговым скандалом

Тэги: оскар, кинопремия, кино, киммел, форма воды

On-line версия

оскар, кинопремия, кино, киммел, форма воды Фото Reuters

«Спасибо, Гильермо дель Торо, мы запомним этот год как год, когда мужчины так облажались, что женщины начали встречаться с рыбами», – так закончил свой вступительный монолог ведущий 90-й церемонии вручения премии «Оскар» Джимми Киммел. «Форма воды», рассказывающая романтическую любовь девушки и ихтиандра, в итоге стала лучшим фильмом года (и в целом триумфатором вечера, завоевав в сумме четыре статуэтки), а разговоры про права женщин, неправомерность сексуальных домогательств и дискриминации – темой всей церемонии. И то и другое – весьма предсказуемо, как, впрочем, и все остальное. Российский фильм оставили без награды, зато наградили американский о российском допинговом скандале.

001.jpg
Фото Gettyimages

Церемония вышла ровной, если не сказать скучной, и довольно «беззубой»: никаких черных нарядов, как на январском «Золотом глобусе» (зато Эмма Стоун вместо платья выбрала брючный костюм), минимум значков в поддержку движения против харассмента «Время вышло» (некоторые заменили их на значки в поддержку актуального движения за запрет свободной продажи и ношения оружия), умеренное количество речей и даже шуток на эту тему. В той же вступительной речи Киммел отметил, что статуэтка «Оскар» – идеальный образ мужчины, с руками на виду и без пениса. Вспомнил ведущий и про Харви Вайнштейна, исключенного из Академии, – второй случай в истории организации. Первым в 2004 году стал актер Кармине Кариди, незаконно распространявший копии фильмов-номинантов.

Тема дискриминации – по полу, национальности, цвету кожи – проходила красной нитью сквозь всю церемонию. Вручали награды в основном женщины. Некоторые номинации предваряли ролики с нарезкой из самых выдающихся оскаровских картин прошлых лет, таким образом и отмечали юбилей самой премии, и говорили – устами великих актеров прошлых лет – о самых актуальных проблемах. Вырезанные эпизоды складывались в настоящие речи о надежде, о силе, о мечте. Где-то в середине показали видео, в котором уже современные кинодеятели и активисты рассказали о позитивных изменениях в индустрии и в обществе в целом. 

«Всю жизнь я смотрел и любил фильмы, снятые белыми гетеросексуальными мужчинами про белых гетеросексуальных мужчин. Пусть теперь они посмотрят на меня», – сказал сценарист и исполнитель главной роли в номинированном за лучший сценарий фильме «Любовь – болезнь» пакистанец Кумэйл Нанджиани. «Мы здесь, и мы никуда не уйдем», – заявила вслед за ним единственная номинированная в этом году женщина-режиссер Грета Гервиг. Разнообразие разнообразием, а приз все равно достался не ей, а мужчине – все тому же дель Торо, который в своем, по сути, очень простом фильме охватил все животрепещущие темы – от расовой и сексуальной до всех прочих видов дискриминации. И пусть главная героиня нема, а главный герой – рыба. Разве они не могут быть счастливы вместе? Доступное и показательное кино.

Еще одной номинанткой в «мужской» категории (так же, как и Гервиг, впрочем, оставшейся без приза, но главное – участие) стала оператор фильма «Ферма «Мадбаунд» Рейчел Моррисон. Ее обошел заслуженный (и обошел в этом смысле – заслуженно) Роджер Дикинс, снимавший такие фильмы, как «Побег из Шоушенка», «Игры разума», «Фарго» и, наконец, получивший «Оскар» за «Бегущего по лезвию 2049». Для него эта номинация стала 14-й и первой победной. 

Еще одним «ветераном», которому в этот вечер досталась заветная статуэтка, стал почти ровесник церемонии, 89-летний сценарист Джеймс Айвори, получивший приз в категории «Лучший адаптированный сценарий» за картину «Зови меня своим именем». Потрясающий фильм Луки Гуаданьино про первую любовь, подаривший миру молодого актера и чуть ли не главную восходящую звезду Голливуда Тимоти Шаламе, в итоге так и остался с одним «Оскаром». Как и социальный антирасистский хоррор «Прочь», его режиссер и сценарист Джордан Пил унес статуэтку за лучший оригинальный сценарий.

004.jpg
Фото Gettyimages

Совсем уж без сюрпризов обошлись актерские номинации – все победители упорно и последовательно шли к своим призам. Лучшим актером стал Гари Олдман за роль Уинстона Черчилля в байопике «Темные времена», который также отметили «Оскаром» за лучший грим и прически. Лучшей актрисой второго плана назвали Эллисон Дженни, сыгравшую мать главной героини в спортивной драме о нелегкой судьбе фигуристки Тони Хардинг «Тоня против всех». Лучшая мужская роль второго плана и лучшая женская роль – сыгравшие в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» Сэм Рокуэлл и Фрэнсис Макдорманд. Фильму прочили главную награду, однако ограничились лишь двумя актерскими «Оскарами», зато благодарственная речь Макдорманд стала, пожалуй, самым ярким выступлением вечера. 

003.jpg
Фото Gettyimages

Актриса попросила встать всех присутствующих в зале женщин-номинанток: «Посмотрите вокруг – нам всем есть что сказать. А у меня для вас всего два слова – «инклюзивный райдер» (inclusive rider)». Это выражение оставило многих в недоумении, однако уже за кулисами Макдорманд пояснила его значение, признавшись, что сама узнала его несколько дней назад. Это словосочетание – пункт, который любой актер может включить в свой договор и на основании которого может настаивать на определенном уровне гендерного и любого другого разнообразия на площадке (это касается не только актерского состава, но и всей съемочной группы).

Целых два «Оскара» получил мультфильм «Тайна Коко» – не только за лучший анимационный фильм, но еще и за лучшую песню. Лучшим композитором стал Александр Депла, написавший саундтрек все к той же «Форме воды». Лучшей документальной работой назвали «Икар» – скандальный фильм о допинговых нарушениях в российском спорте с участием Григория Родченкова, которого авторы фильма благодарили со сцены за правду и смелость. К сожалению, этим присутствие России на «Оскаре» ограничилось – номинированная как лучший фильм на иностранном языке «Нелюбовь» Андрея Звягинцева уступила статуэтку чилийской «Фантастической женщине» Себастьяна Лелио, участвовавшей в конкурсе Берлинале картине о трансгендерной женщине.

Главная оскаровская номинация – за лучший фильм – была интригой еще и потому, что в прошлом году именно с этой категорией произошел казус. Из-за ошибки сотрудника аудиторской компании PwC, перепутавшего конверты, вручавшие награду актеры Уоррен Битти и Фей Данауэй назвали победителем «Ла-Ла Ленд», а не «Лунный свет». На этот счет на 90-й церемонии, конечно, шутили, например, Джимми Киммел, призвавший победителей не сразу вставать с мест, услышав свое имя, а сперва убедиться, нет ли ошибки. Битти и Данауэй дали второй шанс и вновь пригласили объявить обладателей «Оскара» за лучший фильм – и как бы хотелось, чтобы они вновь ошиблись.

002.jpg
Фото Gettyimages

Победителей, конечно, не судят, но в этом году, несомненно, были более достойные претенденты на звание лучшего фильма (как, впрочем, и лучшего режиссера), чем «Форма воды» – не менее конъюнктурная, чем оставшееся без призов «Секретное досье» Спилберга, картина с одной простой мыслью (все достойны любви и уважения), картонными персонажами-клише (черная женщина, гей, злодей-фашист) и главными героями без характеров. 

Напомним – немая женщина и рыба. Это даже не лучший фильм дель Торо, что уж говорить о кино этого года в целом. Не выиграли столь важные и гораздо более сложные с точки зрения драматургии и актерской игры «Три билборда», ни одной статуэтки не получила «Леди Берд» Греты Гервиг, за ее присутствие в номинациях так бились после «Золотого глобуса». Эпичная по масштабу, сложности замысла и исполнения историческая драма Кристофера Нолана «Дюнкерк» в итоге удостоилась трех технических «Оскаров» – за сведение звука, монтаж звука и монтаж фильма. 

«Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона принесла «Оскар» не Дениелу Дей Льюису, сыгравшему в этом фильме свою последнюю и одну из самых лучших, тонких и глубоких ролей, а только художнику по костюмам Марку Бриджесу. Который, впрочем, забрал с церемонии и еще один шуточный, но ценный приз – водный мотоцикл – его вручали за самую лаконичную благодарственную речь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
5039
Российское кино отдают детям

Российское кино отдают детям

Наталия Григорьева

Семейные фильмы завоевывают большие экраны на фоне кризиса идей

0
3212
Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Отечественное кино маневрирует между качеством и нравственными ценностями

Сюжет, соответствующий идеологическим установкам, не делает кино конкурентоспособным

0
5035
Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
5566

Другие новости