© Strophic Productions Limited
В первый полноценный фестивальный день в конкурсе встретились две Америки: Южную представлял фильм "Наследницы" парагвайского режиссера Марсело Мартинесси, Северную - "Девица" братьев Зеллнер с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковской в главных ролях. И тот, и другой рассказывают про независимых женщин, правда, с разной интонацией.
Чела и Чикита - обеим за 50 - много лет живут вместе. Страсть давно угасла, но воспоминание о былой любви, привычка и привязанность удерживают женщин вместе. Чела не выходит из дома, Чиките же, напротив, не до апатии - ее вот-вот посадят в тюрьму за долги, отдать которые можно, лишь распродав все ценное. По дому, как хищники, снуют потенциальные покупатели, Чикита отправляется за решетку, Чела учится жить одна - и внезапно, сама того не желая, даже находит работу. На старенькой машине она возит богатых старушек-соседок в гости друг к другу. Поначалу боится всего, но после знакомства с дочерью одной из своих клиенток постепенно возвращается к жизни, начинает наряжаться и краситься, водит все увереннее, даже пробует курить. Время летит незаметно, и ее партнерша Чикита со дня на день выйдет на свободу - весьма некстати.
© lababosacine |
"Наследниц", по большому счету, не в чем упрекнуть. Талантливые актрисы, да еще и в том возрасте, который в кино не жалуют - много ли фильмов про 50-60-летних женщин? Профессиональная, как по учебнику, операторская работа - выверенное, ровное, стилистически гармоничное изображение. И режиссура, и монтаж, и даже такие технические аспекты, как звук, свет, цвет, художественное оформление - слаженная командная работа. Разве что самой истории - о "пробуждении" женщины - если подумать, не хватает на полнометражную работу. Несмотря на то, что в сценарии (опять же хрестоматийном) есть все необходимые элементы и даже весьма предсказуемый, но вместе с тем, что называется, правильный финал, наполнить его и заполнить неизбежные пустоты между завязкой, кульминацией и развязкой оказывается нечем. Так что они попросту размазаны по всему фильму, в итоге до зевоты ровному и монотонному.
Что касается режиссерского высказывания на как никогда раньше, в свете харассмент-скандала, актуальную женскую тему, то здесь Марсело Мартинесси скорее изобрел велосипед, который может выехать разве что за счет спекулятивной ЛГБТ-направленности картины. Однополая пара главных героев, глядишь, и сработает как автоматический маркер хорошего кино. По крайней мере, на показе для прессы "Наследницам" вяло, но все же аплодировали.
© lababosacine |
А вот "Девицу", напротив, неожиданно "забукали", хотя по ходу действия в зале то и дело раздавался весьма одобрительный смех. Может, фильм показался плохим (он и правда не отличается глубиной мысли, по-хорошему глуповат), а может ироничная, даже издевательская его интонация - оскорбительной. Есть и такая версия.
Название - "Девица" (Damsel) - очевидная отсылка к архетипичному образу так называемой "девицы в беде" (Damsel in distress), стереотипной героини какого-либо произведения, пассивно ожидающей прекрасного принца-рыцаря, который спасет ее от злого чудища. Начинается картина Зеллнеров именно так: где-то на Диком Западе бравый ковбой (Паттинсон) едет вызволять свою даму (Васиковска) из рук похитителя. Дева, однако, вовсе не ждет никакого спасения и уж тем более свадьбы, на которую рассчитывает герой. Она уже живет "долго и счастливо" со своим злым чудищем. Вот так поворот: вместо победы в поединке, признания в любви, предложения руки и сердца, свадьбы (герой везет с собой священника и подарочного пони, которые и не подозревают, во что ввязались), все заканчивается кровавой бойней. Точнее начинается совсем другая история, издевательская и пародийная, про девицу, которую не нужно выручать, а нужно оставить в покое. А то развелось рыцарей…
© Strophic Productions Limited |
Неровное, местами удачное, местами простоватое, кино братьев Зеллнер выглядит хоть и безобидным, беззубым, не более чем шутливым, но все же выпадом в сторону глобального феминисткого бума в кино и в реальной жизни. Столь популярный в последнее время экранный образ "сильной женщины" здесь доведен уже не просто до абсолюта, а до абсурда. Воспетая когда-то, а нынче столь презираемая "девица в беде" превращается по ходу действия в свою полную противоположность и дает вполне наглядный отпор и злодеям, и ухажерам, которые в общем ничем друг от друга не отличаются. Псевдо-вестерн Зеллнеров особенно выигрышно смотрится в паре с предельно серьезными, а оттого вторичными "Наследницами". Но есть, судя по неодобрительным возгласам первых зрителей, и оборотная сторона: девицы уже не в беде, но мир еще не готов над этим посмеяться.
комментарии(0)