1
4071
Газета Кино Печатная версия

09.02.2018 00:01:00

Что смотреть на Берлинале-2018: айфон Содерберга, компьютер Бекмамбетова и судьба Довлатова

Фильмы российских режиссеров в этом году попали в три основные программы фестиваля

Тэги: кинофестиваль, берлин, берлинале, жюри, программа. семинары, гендерное неравенство, харассмент


кинофестиваль, берлин, берлинале, жюри, программа. семинары, гендерное неравенство, харассмент Директор фестиваля Дитер Косслик (слева) и куратор Томас Хайлер знакомят журналистов с программой Берлинале. Фото со страницы Берлинского кинофестиваля в Twitter

Очередной 68-й Берлинский кинофестиваль откроется 15 февраля – впервые анимационным фильмом. «Остров собак» Уэса Андерсона – история про мальчика, путешествующего по Японии в поисках своей собаки. Анимация, как и документальное кино, не первый год занимает важное место в конкурсе Берлинале: в прошлом году здесь показывали рисованную черную детективную комедию «Хорошего дня!» из Китая (до этого в конкурс попадал шедевр Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками»), годом ранее документальная лента итальянца Джанфранко Рози «Огонь в море» получила главный приз. В этом году документалистика представлена в основной программе только одной работой, и то внеконкурсной, – фильмом «Эльдорадо» Маркуса Имхофа. 

При таком раскладе награды скорее всего поделят между собой игровые ленты – их 18 в конкурсе Берлинале-2018 (еще четыре фильма заявлены вне конкурса). Лав Диас, два года назад показавший на фестивале восьмичасовой фильм, в этот раз везет мюзикл (хронометраж пока неизвестен) под названием «Время дьявола». Еще один занимательный эксперимент – «Не в себе» Стивена Содерберга. Американский режиссер, недавно выпустивший детективный веб-сериал «Мозаика» в виде приложения для телефона, новую работу снял целиком на собственный айфон – интересно, как это будет выглядеть на большом экране? Теперь режиссер заявляет, что намерен работать только так, используя исключительно смартфон, впрочем, когда-то он обещал и вовсе покончить с большим кино, переключившись на телевидение, – после чего вернулся в большое кино. Одним словом, верить Содербергу нельзя, но хочется. Учитывая, что интерактивная «Мозаика» в каком-то смысле революционный продукт, то и «Не в себе» может стать новой вехой не только в фильмографии режиссера, но и в кино в целом. Что касается самого фильма, то он рассказывает о девушке, уверенной, что ее кто-то преследует, и пытающейся убедить в этом окружающих. Но они считают ее сумасшедшей, место которой – в психиатрической лечебнице. Постепенно героиня начинает сомневаться в здравости собственного рассудка – а вдруг и правда паранойя?

Впервые Берлинский кинофестиваль откроется анимационным фильмом.          	             Кадр из фильма «Остров собак»
Впервые Берлинский кинофестиваль откроется анимационным фильмом. Кадр из фильма «Остров собак»

Фильм Содерберга будет показан вне конкурса, однако американцы все же поборются за призы – например, Гас Ван Сент с картиной «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет», в которой Хоакин Феникс передвигается на инвалидном кресле, или братья Нейтан и Дэвид Зеллнеры с «Девицей» – комедийным вестерном с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковской в главных ролях. Есть в конкурсе этого года и завсегдатаи Берлинале. Бенуа Жако покажет свой новый фильм «Ева», который интересен хотя бы тем (а то и вовсе только этим), что главную роль в нем играет Изабель Юппер. Польский режиссер Малгожата Шумовска, в 2015 году показавшая в Берлине «Тело», привезет «Лицо». Обладатель трех статуэток Берлинале немец Кристиан Петцольд представит новый «Транзит», а его соотечественник Филип Гренинг, автор получившей в Венеции в 2013 году Специальный приз жюри «Жены полицейского», – работу с длинным и интригующим названием «Моего брата зовут Роберт, и он идиот».

В конкурсе будут представлены фильмы из Мексики, Ирана, Франции, Норвегии – посвященная трагическим событиям на острове Утойя драма Эрика Поппе, будет и дебютное кино, и копродукции, и, наконец, российский фильм «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Говорить про него до берлинской премьеры нельзя (хотя и очень хочется), но шансы на награды и даже победу России, кажется, как никогда велики. В главной роли – сербский актер Милан Марич, в остальных – отечественные звезды Данила Козловский, Артур Бесчастный, Елена Лядова, Светлана Ходченкова и Антон Шагин. На фестивале фильм покажут 17 февраля, в российский прокат он выйдет уже 1 марта. Впрочем, в рамках Берлинале состоится еще одно не менее важное для России событие – на кинорынке пройдет презентация фильма «Лето» Кирилла Серебренникова, который режиссер смонтировал, уже находясь под домашним арестом.

Берлинский фестиваль – как никакой другой – откликается на повестку дня: в этом году смотр ожидаемо уделит особое внимание теме гендерной дискриминации и харассмента, попытается осмыслить (в том числе и кинематографически) разгоревшийся в Голливуде скандал на почве сексуальных домогательств. И показать, что история Харви Вайнштейна, породившая движение #MeToo, не является сугубо американской, а касается всего мира. Фестиваль уже объявил, что участники и гости фестиваля, столкнувшиеся с проблемой харассмента и дискриминации, смогут бесплатно обратиться за помощью психологов, а также принять участие – как, впрочем, и все желающие – в нескольких тематических дискуссиях. Одна из них получила название «Культуре нужны перемены – разговор о сексуальном харассменте в кино, театре и на телевидении». 

Еще один семинар будет посвящен теме преодоления гендерного неравенства в киноиндустрии, помощи жертвам насилия – в том числе в том, чтобы сподвигнуть их больше не замалчивать случившееся. Не исключено, что и фильмы основного конкурса и параллельных программ Берлинале так или иначе станут ответом и откликом на эту проблему. Как и на проблему разнообразия в более широком смысле, всегда важную для фестиваля, а в этом году чуть ли не первостепенную. В рамках кинорынка в этом году обсудят, почему разнообразие – гендерное, национальное, культурное – так важно для современного кинематографа. Дискуссии будут посвящены и женщинам-кинематографистам, и кинематографу Африки – как примеру  продвижения национальной индустрии на мировом уровне.

Где действительно хватает разнообразия, так это в двух основных параллельных программах Берлинале. В секцию «Форум» в этом году были отобраны 44 картины, в числе которых, к примеру, «День Победы» Сергея Лозницы (между прочим, дебют режиссера на Берлинском смотре) – документальное наблюдение за празднованием 9 Мая в немецкой столице. Здесь же – «Бесконечный футбол» одного из главных представителей новой румынской волны (и, к слову, обладателя шести различных призов Канна) Корнелиу Порумбойю, «Трава» корейца Хон Сан-су, «Зеленый туман» канадца Гая Мэддина, документальный фильм «Сын» Александра Абатурова – копродукция России и Франции. В программе «Панорама» – 47 фильмов из 40 стран, в том числе 16 дебютных – здесь же первый режиссерский опыт актера Идриса Эльбы (Yardie) и первая работа украинского сценариста Марисьи Никитюк («Когда деревья падают») – и 20 документальных. Покажут в рамках «Панорамы» и новую работу Ким Ки Дука «Человек, место, время и снова человек», а также американский фильм Тимура Бекмамбетова «Профайл» – про британскую журналистку, внедрившуюся под прикрытием в систему вербовки террористов. Снята картина, как и спродюсированный Бекмамбетовым ранее хоррор «Убрать из друзей», в формате «скрин-лайф» – все действие разворачивается на экране компьютера главной героини. 

Еще 65 фильмов (полнометражных и короткометражных) попали в этом году в молодежные программы Generation. В этом смысле Берлинале является уникальным фестивалем, из года в год уделяющим особое внимание фильмам про детей и подростков – и для них. Явлению, в российской индустрии в настоящий момент практически не существующему, а здесь возведенному в ранг самостоятельной, обширной и весьма занимательной программы, со своим жюри и призами.

Что касается жюри основного конкурса, то его в этом году возглавляет режиссер Том Тыквер. В состав также вошли бельгийская актриса Сесиль де Франс, испанский фотограф и бывший директор Filmoteca Espanola Чемо Прадо, американский продюсер (в том числе и получившего в прошлом году «Оскар» фильма «Лунный свет») Адель Романски,  японский композитор Рюити Сакамото (про него на Берлинале покажут документальный фильм в рамках внеконкурсной программы Berlinale Special) и кинокритик из США Стефани Захарек. Предугадать решение судей пока сложно – остается надеяться, что по крайней мере «Довлатов» не останется без призов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Andrey Zhuchenko 21:13 10.02.2018

Интересно посмотреть, что получилось у Бекмамбетова в его новом "Профайле". Есть надежда, что может в этот раз снял хоть что-то смотрибельное.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На этой земле не кончается зима

На этой земле не кончается зима

Наталия Григорьева

В конкурсе фестиваля "Маяк" показали фильмы про крепостных крестьян, родительское горе и коллективную память

0
16198
К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

К "Маяку" причалил белый пароход с супергероинями

Наталия Григорьева

Первый день фестиваля открыли фильмы, снятые женщинами-режиссерами – дебютантками, с большим будущим

0
14800
Победившая в Каннах "Анора" добралась до России

Победившая в Каннах "Анора" добралась до России

Наталия Григорьева

Американский фильм с русскими актерами показали на фестивале "Маяк" перед выходом в прокат

0
12962
На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

На Венецианском кинофестивале победил Педро Альмодовар

Алиса Сафонова

Фильм «Соседняя комната» завоевал «Золотого льва»

0
9763

Другие новости