Директор фестиваля Дитер Косслик (слева) и куратор Томас Хайлер знакомят журналистов с программой Берлинале. Фото со страницы Берлинского кинофестиваля в Twitter
Очередной 68-й Берлинский кинофестиваль откроется 15 февраля – впервые анимационным фильмом. «Остров собак» Уэса Андерсона – история про мальчика, путешествующего по Японии в поисках своей собаки. Анимация, как и документальное кино, не первый год занимает важное место в конкурсе Берлинале: в прошлом году здесь показывали рисованную черную детективную комедию «Хорошего дня!» из Китая (до этого в конкурс попадал шедевр Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками»), годом ранее документальная лента итальянца Джанфранко Рози «Огонь в море» получила главный приз. В этом году документалистика представлена в основной программе только одной работой, и то внеконкурсной, – фильмом «Эльдорадо» Маркуса Имхофа.
При таком раскладе награды скорее всего поделят между собой игровые ленты – их 18 в конкурсе Берлинале-2018 (еще четыре фильма заявлены вне конкурса). Лав Диас, два года назад показавший на фестивале восьмичасовой фильм, в этот раз везет мюзикл (хронометраж пока неизвестен) под названием «Время дьявола». Еще один занимательный эксперимент – «Не в себе» Стивена Содерберга. Американский режиссер, недавно выпустивший детективный веб-сериал «Мозаика» в виде приложения для телефона, новую работу снял целиком на собственный айфон – интересно, как это будет выглядеть на большом экране? Теперь режиссер заявляет, что намерен работать только так, используя исключительно смартфон, впрочем, когда-то он обещал и вовсе покончить с большим кино, переключившись на телевидение, – после чего вернулся в большое кино. Одним словом, верить Содербергу нельзя, но хочется. Учитывая, что интерактивная «Мозаика» в каком-то смысле революционный продукт, то и «Не в себе» может стать новой вехой не только в фильмографии режиссера, но и в кино в целом. Что касается самого фильма, то он рассказывает о девушке, уверенной, что ее кто-то преследует, и пытающейся убедить в этом окружающих. Но они считают ее сумасшедшей, место которой – в психиатрической лечебнице. Постепенно героиня начинает сомневаться в здравости собственного рассудка – а вдруг и правда паранойя?
Впервые Берлинский кинофестиваль откроется анимационным фильмом. Кадр из фильма «Остров собак» |
Фильм Содерберга будет показан вне конкурса, однако американцы все же поборются за призы – например, Гас Ван Сент с картиной «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет», в которой Хоакин Феникс передвигается на инвалидном кресле, или братья Нейтан и Дэвид Зеллнеры с «Девицей» – комедийным вестерном с Робертом Паттинсоном и Мией Васиковской в главных ролях. Есть в конкурсе этого года и завсегдатаи Берлинале. Бенуа Жако покажет свой новый фильм «Ева», который интересен хотя бы тем (а то и вовсе только этим), что главную роль в нем играет Изабель Юппер. Польский режиссер Малгожата Шумовска, в 2015 году показавшая в Берлине «Тело», привезет «Лицо». Обладатель трех статуэток Берлинале немец Кристиан Петцольд представит новый «Транзит», а его соотечественник Филип Гренинг, автор получившей в Венеции в 2013 году Специальный приз жюри «Жены полицейского», – работу с длинным и интригующим названием «Моего брата зовут Роберт, и он идиот».
В конкурсе будут представлены фильмы из Мексики, Ирана, Франции, Норвегии – посвященная трагическим событиям на острове Утойя драма Эрика Поппе, будет и дебютное кино, и копродукции, и, наконец, российский фильм «Довлатов» Алексея Германа-младшего. Говорить про него до берлинской премьеры нельзя (хотя и очень хочется), но шансы на награды и даже победу России, кажется, как никогда велики. В главной роли – сербский актер Милан Марич, в остальных – отечественные звезды Данила Козловский, Артур Бесчастный, Елена Лядова, Светлана Ходченкова и Антон Шагин. На фестивале фильм покажут 17 февраля, в российский прокат он выйдет уже 1 марта. Впрочем, в рамках Берлинале состоится еще одно не менее важное для России событие – на кинорынке пройдет презентация фильма «Лето» Кирилла Серебренникова, который режиссер смонтировал, уже находясь под домашним арестом.
Берлинский фестиваль – как никакой другой – откликается на повестку дня: в этом году смотр ожидаемо уделит особое внимание теме гендерной дискриминации и харассмента, попытается осмыслить (в том числе и кинематографически) разгоревшийся в Голливуде скандал на почве сексуальных домогательств. И показать, что история Харви Вайнштейна, породившая движение #MeToo, не является сугубо американской, а касается всего мира. Фестиваль уже объявил, что участники и гости фестиваля, столкнувшиеся с проблемой харассмента и дискриминации, смогут бесплатно обратиться за помощью психологов, а также принять участие – как, впрочем, и все желающие – в нескольких тематических дискуссиях. Одна из них получила название «Культуре нужны перемены – разговор о сексуальном харассменте в кино, театре и на телевидении».
Еще один семинар будет посвящен теме преодоления гендерного неравенства в киноиндустрии, помощи жертвам насилия – в том числе в том, чтобы сподвигнуть их больше не замалчивать случившееся. Не исключено, что и фильмы основного конкурса и параллельных программ Берлинале так или иначе станут ответом и откликом на эту проблему. Как и на проблему разнообразия в более широком смысле, всегда важную для фестиваля, а в этом году чуть ли не первостепенную. В рамках кинорынка в этом году обсудят, почему разнообразие – гендерное, национальное, культурное – так важно для современного кинематографа. Дискуссии будут посвящены и женщинам-кинематографистам, и кинематографу Африки – как примеру продвижения национальной индустрии на мировом уровне.
Где действительно хватает разнообразия, так это в двух основных параллельных программах Берлинале. В секцию «Форум» в этом году были отобраны 44 картины, в числе которых, к примеру, «День Победы» Сергея Лозницы (между прочим, дебют режиссера на Берлинском смотре) – документальное наблюдение за празднованием 9 Мая в немецкой столице. Здесь же – «Бесконечный футбол» одного из главных представителей новой румынской волны (и, к слову, обладателя шести различных призов Канна) Корнелиу Порумбойю, «Трава» корейца Хон Сан-су, «Зеленый туман» канадца Гая Мэддина, документальный фильм «Сын» Александра Абатурова – копродукция России и Франции. В программе «Панорама» – 47 фильмов из 40 стран, в том числе 16 дебютных – здесь же первый режиссерский опыт актера Идриса Эльбы (Yardie) и первая работа украинского сценариста Марисьи Никитюк («Когда деревья падают») – и 20 документальных. Покажут в рамках «Панорамы» и новую работу Ким Ки Дука «Человек, место, время и снова человек», а также американский фильм Тимура Бекмамбетова «Профайл» – про британскую журналистку, внедрившуюся под прикрытием в систему вербовки террористов. Снята картина, как и спродюсированный Бекмамбетовым ранее хоррор «Убрать из друзей», в формате «скрин-лайф» – все действие разворачивается на экране компьютера главной героини.
Еще 65 фильмов (полнометражных и короткометражных) попали в этом году в молодежные программы Generation. В этом смысле Берлинале является уникальным фестивалем, из года в год уделяющим особое внимание фильмам про детей и подростков – и для них. Явлению, в российской индустрии в настоящий момент практически не существующему, а здесь возведенному в ранг самостоятельной, обширной и весьма занимательной программы, со своим жюри и призами.
Что касается жюри основного конкурса, то его в этом году возглавляет режиссер Том Тыквер. В состав также вошли бельгийская актриса Сесиль де Франс, испанский фотограф и бывший директор Filmoteca Espanola Чемо Прадо, американский продюсер (в том числе и получившего в прошлом году «Оскар» фильма «Лунный свет») Адель Романски, японский композитор Рюити Сакамото (про него на Берлинале покажут документальный фильм в рамках внеконкурсной программы Berlinale Special) и кинокритик из США Стефани Захарек. Предугадать решение судей пока сложно – остается надеяться, что по крайней мере «Довлатов» не останется без призов.
комментарии(1)
0
Andrey Zhuchenko 21:13 10.02.2018
Интересно посмотреть, что получилось у Бекмамбетова в его новом "Профайле". Есть надежда, что может в этот раз снял хоть что-то смотрибельное.