В Общественном совете при Минкульте сочли фильм «оскорблением национальных чувств» – новая формулировка после «оскорбления религиозных...». Кадр из фильма
Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина» Армандо Ианнуччи – сатирическая британо-французская картина должна была выйти на российские экраны 25 января и даже получила прокатное удостоверение, однако 23 числа, за два дня до старта, Минкульт изменил решение – и забрал прокатку.
Не прошло и недели после скандала с фильмами «Приключения Паддингтона – 2» и «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти», прокатные удостоверения которых были отозваны (в случае с «Паддингтоном» и вовсе за сутки до премьеры) по решению Минкульта, а потом возвращены, как в отечественной индустрии назрел новый. На этот раз недовольство вызвала черная комедия «Смерть Сталина» (все той же прокатной компании «Вольга», отвечавшей за «Паддингтона») – действие британо-французской ленты происходит в СССР в 1953 году и посвящено борьбе за власть, развернувшейся после смерти вождя. За три дня до предполагаемой даты выхода фильма на российские экраны его посмотрели члены Общественного совета при Минкульте, в том числе Павел Пожагайло и Юрий Поляков, а также режиссеры Никита Михалков и Сергей Мирошниченко, продюсер Леонид Верещагин, Елена Драпеко и другие. Посмотрели – и нашли картину и оскорбительной, и провокационной, и не представляющей никакой культурной и тем более исторической ценности. К тому же фильм выйдет аккурат под намеченную на 2 февраля дату празднования окончания Сталинградской битвы. А там недалеко до президентских выборов, так что выход «Смерти Сталина» сразу же предложили как минимум отложить на полгода.
На следующий день Минкульт все-таки отозвал уже выданное картине ранее прокатное удостоверение. Формальным основанием для этого, как сообщили агентству ТАСС в министерстве, стал подпункт «д» пункта 20 правил, касающихся прокатных удостоверений, утвержденных постановлением правительства РФ. Он гласит, что прокатное удостоверение может быть отозвано в случае «выявления при публичной демонстрации фильма материалов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации». К запрещенной информации, как известно, относится та, что пропагандирует жестокость и нетрадиционные сексуальные отношения, может побудить к употреблению наркотиков, алкоголя и курению, может навредить детям, содержит нецензурную брань и порнографию… Что из этого применимо к черной комедии «Смерть Сталина», не ясно. Тем более что Минкульт ранее уже оценивал фильм и, очевидно, не находил в нем никаких нарушений, раз выдал прокатное удостоверение.
То, в чем обвинили картину общественники – например, в искажении истории, в наличии признаков идеологической борьбы, в оскорблении флага и другой советской атрибутики, – не является не только законным поводом для отзыва прокатного удостоверения, но и не относится к запрещенной в РФ информации.
В 2015 году похожая ситуация случилась с американским «Номером 44», по мнению того же Минкульта, искажавшим факты российской истории и потому снятым с проката. На деле фильм являлся не более чем «клюквой» минимальной художественной ценности, способной оскорбить вкус, но никак не чувства зрителя. И прошел бы незаметно, если бы не антиреклама. Она же сыграла на руку и «Матильде» Алексея Учителя, незаслуженно на волне скандала ставшей едва ли не главным фильмом года.
Впрочем, проблема, конечно, не в том, что очевидно слабое кино получает незаслуженно много внимания, тем более что «Смерть Сталина» – фильм неплохой. А в том, что чиновники в очередной раз (уже второй за одну неделю) решают, что зрителю можно смотреть, а что – нельзя. В случае со «Смертью Сталина» сам жанр – сатирическая черная комедия – не предполагает никакой исторической достоверности. Не говоря уж о том, что ее не предполагает – и не обязано – никакое художественное произведение. Впрочем, критерии оценки искусства в России в настоящий момент, очевидно, весьма размыты – и, что самое печальное, нередко от этого самого искусства далеки. Зато близки к политике и идеологии – вряд ли кто-то поверит, что фильм с названием «Смерть Сталина» не хотят выпускать в России потому, что он может научить детей курить и нецензурно выражаться.
комментарии(0)