Актрисы сериала «Большая маленькая ложь», как и другие коллеги, были на церемонии в черном. Фото Reuters
Триумфатором 75-й церемонии вручения наград Голливудской ассоциации иностранной прессы стала картина Мартина МакДоны «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», названная не только лучшим фильмом года (в драматической категории), но и получившая призы за сценарий (Мартин МакДона), лучшую мужскую роль второго плана (Сэм Рокуэлл) и лучшую женскую драматическую роль (Фрэнсис МакДорманд). Как и большинство остальных фильмов-номинантов и победителей, «Три билборда» – социальная драма, тонко, но в то же время весьма остро затрагивающая сразу несколько злободневных тем, от сексуального насилия до расизма и бездействия полиции. Вполне ожидаемый итог прошедшего года: на фоне недавно потрясшего Голливуд харассмент-скандала вся церемония раздачи «Золотых глобусов» прошла под знаком протеста.
На красную дорожку звезды в едином порыве солидарности вышли в черных платьях и со значками «Время вышло» (наряду с хештегом #ятоже, одним из девизов движения против сексуального насилия) на лацканах смокингов. Многие в качестве пары привели с собой активистов, почти все говорили со сцены о правах женщин. Начиная с ведущего церемонии, комика Сэта Майерса, обратившегося к присутствующим со словами: «Добрый вечер, дамы и оставшиеся джентльмены. С Новым годом, Голливуд, – марихуану, наконец, разрешили, а сексуальный харассмент, наконец, запретили». И заканчивая духоподъемной речью Опры Уинфри, удостоенной почетного приза имени Сесила Б. ДеМилля, – ее выступление, в котором телеведущая говорила о наступлении нового времени, когда женщинам больше не нужно будет молчать и скрываться, опасаясь давления со стороны мужчин, стало кульминацией всего вечера.
Впрочем, и врученные призы говорили сами за себя. «Три билборда», к примеру, рассказывают историю женщины Милдред из городка Эббинг, чья дочь погибла от рук насильника. Наблюдая за полицией, спустя месяцы не сделавшей ничего для поимки преступника, героиня размещает на трех дорожных билбордах на окраине города плакаты с посланиями в адрес шефа полиции. Для крошечного Эббинга, где все знают друг друга, это событие – как взрыв атомной бомбы. Борьба Милдред с властями набирает обороты, меняя жизни людей, открывая в них как самое худшее, так и самое светлое, те сильные стороны, о наличии которых они и сами не подозревали.
Выдающиеся актерские работы (помимо МакДорманд и Рокуэлла стоит отметить и Вуди Харрельсона) и филигранная драматургия делают ленту действительно одним из лучших фильмов года (в российском прокате – с 1 февраля). И вероятным претендентом на «Оскар», хотя говорить об этом с полной уверенностью не стоит – все-таки «Глобусы» вручают представители Голливудской ассоциации иностранной прессы, а «Оскары» – сами кинематографисты. К тому же первые разделяют комедию и драму, что автоматически увеличивает количество претендентов. Так, лучшей работой в категории «комедия или мюзикл» стала «Леди Бёрд» Греты Гервиг – в чем-то, очевидно, автобиографическая история взросления девушки из Сакраменто, история ее взаимоотношений с матерью (Лори Меткаф) и отношений с малой родиной. Подростковый и женский бунт, сыгранный Сиршой Ронан («Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии), также вполне соответствует теме года.
«Леди Бёрд», которая появится в российских кинотеатрах 15 марта, была номинирована в четырех категориях, в том числе за лучшую женскую роль второго плана (приз в итоге получила Эллисон Дженни из «Ледяной стервы») и за лучший сценарий, однако не за лучшую режиссуру, что не осталось незамеченным на церемонии. Вручавшая статуэтку в этой номинации Натали Портман отметила, что в номинации не оказалось ни одной женщины, хотя Грета Гервиг уж точно могла поспорить за звание с победителем, Гильермо дель Торо, автором «Формы воды» (выходит в России уже на следующей неделе).
Мастер фэнтезийных костюмов, грима и интерьеров снял аллегорическую сказку про любовь немой уборщицы и человека-амфибии, за которой весьма отчетливо читается история о тотальной нетерпимости – и расовой, и гендерной, и сексуальной. Банальное, а оттого довольно скучное, хоть и замаскированное красивым изображением кино, явно уступающее (в том числе и режиссерски) и все тем же «Билбордам» и «Леди Бёрд». Что ж, видимо, просто настало время наградить дель Торо – и такое бывает. Хочется верить, что и время женщин-режиссеров на «Золотом глобусе» не за горами – пока что единственной, кто получал награду в этой категории, остается Барбара Стрейзанд, которая, выйдя на сцену, и сама была крайне удивлена и возмущена этим фактом.
Лучшим драматическим актером был назван Гэри Олдман, сыгравший Уинстона Черчилля в байопике «Темные времена» (в прокате с 18 января), комедийным – Джеймс Франко, преобразившийся в автора «худшего фильма в истории кинематографа» Томми Вайсо в собственной ленте «Горе-творец». Лучшим мультфильмом стала диснеевская «Тайна Коко», за лучший саундтрек наградили Александра Депла, написавшего музыку к «Форме воды», за лучшую песню – композицию из мюзикла «Величайший шоумен» с Хью Джекманом и Заком Эфроном (уже в прокате).
Что касается телевизионных призов, которые также вручают в рамках церемонии «Золотой глобус», то больше всех наград досталось мини-сериалу про сильных женщин «Большая маленькая ложь» (статуэтки получили актеры Николь Кидман, Лора Дерн и Александр Скарскард) и феминистскому шоу-манифесту «Рассказ служанки» (лучший драматический сериал и лучшая актриса Элизабет Мосс). Предсказуемо в контексте всего происходящего – странно было бы не отметить призами самые яркие истории о борьбе женщин за свои права, но вместе с тем заслуженно – оба проекта можно смело назвать событиями года. Это в какой-то степени относится почти к каждой категории: победителей в этот раз угадать было нетрудно, хотя конкуренция была как никогда сильной, а достойных проектов – как никогда много.
Своего рода неожиданностью стала разве что победа в номинации «лучший зарубежный фильм» посредственной картины Фатиха Акина «На пределе», где Дайан Крюгер играет женщину, потерявшую в теракте мужа и ребенка. Как и героиня Фрэнсис МакДорманд из «Трех билбордов», она в одиночку пытается сломать систему, найти виновных и восстановить справедливость – получается, однако, не столь убедительно и в разы более конъюнктурно и спекулятивно. Конкурентами (и, прямо скажем, гораздо более сильными) Акина были «Квадрат» Рубена Эстлунда (победитель Каннского фестиваля), «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио (два приза Берлинале) и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Для российского режиссера этот проигрыш может стать хорошим знаком – «Нелюбовь» уже в шорт-листе «Оскара», имеет все шансы попасть в номинацию и даже выиграть, ведь выбирать, напомним, будут уже совсем другие люд.
комментарии(0)