День рождения для героини превратится в день сурка – с убийством в конце. Кадр из фильма
Список сценарных работ Кристофера Лэндона как минимум в два раза превышает его режиссерскую фильмографию. Он писал несколько частей франшизы «Паранормальное явление», «Паранойю» с Шаей ЛаБафом, прошлогодний «Вирус» и «Кровь и шоколад» 2006 года. Что касается режиссуры, то тут самым большим достижением до этой поры был пародийный хоррор «Скауты против зомби» – одним словом, автор всегда тяготел к определенному жанру, так что неудивительно, что среди его работ появился и комедийный ужастик «Счастливого дня смерти». К слову, первый фильм, снятый им не по собственному сценарию, – в каком-то смысле дебют.
В свой день рождения студентка Триш (Джессика Рот) просыпается в общежитии – вроде бы ничего удивительного, ведь она студентка. Однако комната не ее, а незнакомого парня (Израэль Бруссар), которого она, видимо, встретила накануне на вечеринке. Голова раскалывается, с памятью проблемы – спешно собрав вещи и стыдливо опустив голову, девушка отправляется через весь кампус к себе домой, в особняк, который они делят с «сестрами». Те встречают именинницу укорами, но тем не менее помнят о празднике – сперва соседка Лори (Руби Модин), прилежная ученица и полная противоположность Триш, дарит испеченный своими руками кекс со свечкой, а потом и суровая глава сестринства Даниэлла (Рэйчел Мэттьюз) зовет на вечеринку. Куда героиня так и не успеет дойти – по дороге ее убьет маньяк в маске.
Впрочем, у Триш еще будет возможность отметить праздник. После рокового удара ножом она проснется – в комнате все того же незнакомого парня. День рождения, он же день смерти, начнется сначала – и превратится в кошмарный день сурка.
Не самый оригинальный сюжет авторы обыгрывают с достаточной долей изобретательности и, что немаловажно, иронии, так что фильм выглядит одновременно и этаким молодежным слэшером про маньяка в общаге, и взрослым триллером про поиски убийцы, который скрывается за жутковатой маской младенца и может оказаться, как становится понятно по ходу действия, кем угодно. Два жанра сбалансированы и дают в сумме комедийный хоррор, ловко обыгрывающий все известные клише и тем самым даже запутывая зрителя, убеждая его в виновности то одного, то другого персонажа, наталкивая на мысль о том, что на экране – то ли очередной ужастик, то ли очередной триллер, то ли очередная полуфилософская история о карме и попытках изменить судьбу, став лучшим человеком. Досмотрев до конца, понимаешь, что можно было догадаться, кто злодей – персонаж вполне канонический. Однако фильм так пестрит событиями и деталями, несмотря на то что многие из них повторяются по нескольку раз, что от логических размышлений и вычислений попросту отвлекаешься в пользу чистого развлечения.
Остается только гадать, какой была бы картина, если бы главные роли в ней сыграли узнаваемые актеры. Возможно, стала бы еще привлекательнее. С другой стороны, тот факт, что на экране – сплошь новые лица, не новички, но до этого снимавшиеся мало или в малоизвестных проектах – скорее плюс, чем минус фильма. «Счастливого дня смерти» не превращается ни в капустник, ни в бенефис, который мог бы автоматически выиграть за счет условного «свадебного генерала», звезды. Все достоинства и недостатки не скрываются за чьим-то лицом – и тем они ценнее.
На примере «Счастливого дня смерти» можно вновь порассуждать о трансформации одного из самых популярных жанров в кино – и вновь вспомнить недавно вышедший в российский прокат отечественный мистический ужастик «Конверт». Оба фильма построены на штампах и клише – с одной лишь, но ключевой, а в случае с российской лентой и вовсе роковой для нее разницей. Авторы по обе стороны океана, кажется, одинаково хорошо разбираются в жанре, по крайней мере достаточно насмотрены. Однако «Конверт» переосмысляет хоррор со всей серьезностью, тогда как «День смерти», наоборот, над ним будто бы посмеивается. А смех – лучшее лекарство.