В новом «Торе» объединившиеся супергерои в шутку зовут себя «отмстители». Кадр из фильма
Очередной фильм киновселенной «Марвел» посвящен, пожалуй, самым могущественным и в то же время самым веселым ее обитателям, заклятым друзьям, наследникам трона мифической страны Асгард, братьям Тору (Крис Хэмсворт) и Локи (Том Хиддлстон). К которым в этот раз присоединились герои других параллельных марвеловских историй – зеленый монстр Халк (Марк Руффало) и даже (пусть ненадолго) «новенький» доктор Стрэйндж (Бенедикт Камбербэтч). А также приглашенная звезда Кейт Бланшетт. Режиссером третьего фильма про Тора под названием «Тор: Рагнарёк» стал новозеландец Тайка Вайтити, известный по вампирской комедии «Реальные упыри». Студия, кажется, дала приглашенному автору беспрецедентную свободу действий и возможность снять ленту максимально по-своему. Так что с чем с чем, а с чувством юмора в новом «Торе» все в порядке – градус иронии авторов и самоиронии персонажей достигает максимальной отметки.
Хотя, казалось бы, не до смеха. Королевство Асгард захвачено вырвавшейся из многовекового заточения богиней Хелой (Бланшетт), старшей дочерью Одина, некогда делившей с ним трон, но сосланной в небытие за чрезмерную кровожадность. После первой встречи с вновь обретенной сестрой Тор лишается молота, волос и оказывается пленником на странной планете-свалке Сакаар, где правит диктатор Грандмастер (Джефф Голдблюм) и бесконечно проходят гладиаторские бои. Тора также записывают на поединок с непобедимым чемпионом Сакаара, которым по счастливой случайности оказывается приятель скандинавского бога, один из «Мстителей» Халк. Проблема в том, что он не принимал человеческого обличия последние пару лет, со времен эпичной финальной схватки в «Эре Альтрона». Так что теперь Тору предстоит вернуть Халку лицо Марка Руффало и убедить отправиться в самоубийственную миссию по освобождению Асгарда. А также набрать еще союзников. Благо на Сакааре можно встретить злоупотребляющую алкоголем, но все еще отважную валькирию (Тесса Томпсон), нескольких готовых на все пришельцев (одного играет сам Вайтити) и, конечно, хитреца Локи, который вечно хочет зла, но в итоге, как водится, вечно совершает благо.
История Тора изначально была лишена свойственной многим другим марвеловским фильмам серьезности и глубокомысленности, а в этот раз и вовсе превратилась в отменную комедию. И если раньше ответственным за юмор был в основном Локи, которому шутить полагается по званию (в конце концов, он бог плутовства), то в «Рагнарёке» буквально каждый способен составить ему конкуренцию. Вайтити «заземляет» персонажей, наделяя богов и супергероев правом быть небезупречными и даже комичными, визжать от страха, напиваться, дурачиться в самый ответственный момент - в финальной схватке с участием неубиваемой богини Хелы, с боевыми рогами вместо волос, огненного монстра апокалипсиса, свалившегося с другой планеты, и гигантского мифического волка Фенрира. Что говорить об остальных сценах, где Халк примеряет одежду Тони Старка и жалуется на слишком узкие штаны, где валькирия с гордостью заявляет «пила, пью и буду пить», где даже небольшое камео доктора Стрэйнджа превращается в юмористический скетч, где в конце концов есть Джефф Голдблюм в нелепом костюме, будто выпавший из фильма «Пятый элемент», да и вся планета Сакаар родом из фильма Бессона, что можно назвать весьма изящным оммажем.
При этом необходимые жанру высокие идеи о торжестве добра, о дружбе, взаимовыручке, героизме, маленьких и больших подвигах никуда не исчезли. Смех смехом, но каждого мало-мальски значимого персонажа, как и полагается, всю дорогу «терзают смутные сомнения» разной степени трагичности. Умеренный и уместный психологизм. Который и не преобладает, но и не теряется, что важно, на фоне дорогих, высокотехнологичных и фантастически красивых декораций: огромный бюджет Тайка Вайтити, до этого снимавший скромные независимые фильмы, тратит с умом. Видно, что называется, каждый доллар. Пойдя на определенный риск и поставив у руля человека без опыта работы над блокбастерами, но зато с ярко выраженным авторским видением, уникальными почерком и стилем, крупная студия не прогадала: «Тор: Рагнарёк» получился если не лучшим фильмом всей вселенной, то по крайней мере лучшим из «Торов».