Рискованный момент съемки (актеры Риналь Мухаметов и Любовь Аксенова). Фото предоставлено пресс-службой кинокомпании «Марс Медиа»
Едва завершив турне по фестивалям с дебютной режиссерской работой – фильмом «Жги!», Кирилл Плетнев приступил к съемкам своей второй картины, «Идеальные», по сценарию Дарьи Грацевич (сериал «Измены», фильм «Купи меня»). В главных ролях – Полина Максимова, Любовь Аксенова, Риналь Мухаметов и сам Кирилл Плетнев.
«У нас такая деревня примечательная, второй раз снимают», – бросает на ходу женщина то ли знакомой рядом, то ли членам съемочной группы, столпившимся по обеим сторонам неширокой асфальтированной дороги, ведущей от шоссе в сельскую глубь. Чуть больше 100 км от Москвы, бескрайнее русское поле с одной стороны, одинокие домики и загоны с курами – с другой. Посреди – кажущаяся то ли заброшенной, то ли бутафорской автобусная остановка. «Мотор!» – немногочисленная массовка в лице бабушки с яблоками и пары алкоголиков «в потерянном возрасте» (как называют их в сценарии), чуть поодаль – палатка с пирожками и продавщицей. Посреди всей этой среднерусской красоты, бережно расставленной по нужным точкам руками художника, припаркован, словно космический корабль, бардовый кабриолет, возле которого играют сцену главные героини в исполнении Полины Максимовой и Любови Аксеновой – «рокерша» Кира в черной кожаной куртке и тихоня Ксюша. Две девушки, когда-то любившие одного парня, после его смерти получают таинственные личные послания, автором которых мог быть только покойный, и, следуя его указаниям, отправляются на юг страны.
«Обе героини в начале одни, а благодаря этим трем дням вместе, грубо говоря, меняются. Переживая трагедию, они выходят из нее другими. Этот путь – самое интересное в сценарии», – рассказывает режиссер Кирилл Плетнев, для которого «Идеальные» станут второй режиссерской работой. Путешествие Ксюши и Киры, действительно, – основная сюжетная линия драматического роуд-муви с элементами триллера. В эпизоде, над которым работают в один из первых съемочных дней, девушки обсуждают маршрут и таинственные послания «с того света», спорят про висящий на шее у Ксюши кулон – очевидно, подарок того самого юноши. Камера на подвижном штативе объезжает машину, снимая актрис с разных ракурсов. Вокруг, затаив дыхание, пока не прозвучит «Стоп, снято!», толпятся гримеры, костюмеры, ассистенты и помощники. Режиссер Кирилл Плетнев сидит в 100 метрах от места событий, за монитором, комментируя происходящее по рации. «Не знаю, как ты это сыграла, но это очень правильная интонация для Киры», – хвалит режиссер актрису после очередного дубля, добавляя: «Держитесь, дорогие мои, держитесь». На улице, действительно, то теплее от выглянувшего на минуту солнца, то резко холодает, стоит ему скрыться после очередного порыва ветра, который группе, впрочем, только на руку – красиво развевает волосы в кадре. А вот по-осеннему короткий световой день заставляет ускорить процесс: пока актрисы записывают звуковые дубли – а это непросто, с учетом почти постоянного фонового шума то от дороги, то от пролетающего самолета, то от тех самых кур, – многочисленные члены съемочной команды оперативно сворачивают передвижную площадку. Вскоре караван машин уже тянется на новую локацию, в расположенное недалеко село Ярополец.
Здесь, на территории первой сельской ГЭС, которую когда-то в начале XX века торжественно открывали Ленин с Крупской (их памятники теперь украшают главную улицу, по бокам которой возвышаются заброшенные дворянские усадьбы), разворачивается действие еще одного эпизода «Идеальных» – с участием Любови Аксеновой и Риналя Мухаметова, играющего того самого умершего молодого человека Диму. Никакой мистики – всего лишь флэшбек, воспоминание Ксюши. Хотя антураж самый что ни есть таинственный. Заброшенная ГЭС выглядит как готовая декорация к хоррору – стекающая водопадом в искусственный резервуар вода, лес вокруг и туман, напущенный из дым-машины. Когда его станет слишком много, кто-то пошутит про «пожар в лесу»... Продюсеры определяют жанр будущего фильма как «романтическая драма», тогда как сам Кирилл Плетнев настаивает на том, что это «мелодраматический триллер».
«Идет постоянное параллельное существование – есть реальное время и флэшбеки. Задача – сделать так, чтобы одно вытекало из другого, одно клеилось с другим, составляло единую гамму – и в то же время контрастировало. Для меня этот фильм – что-то лоскутное и в то же время цельное», – объясняет режиссер.
Пока смельчаки из съемочной группы расчищают фон, балансируя в лодке над водным обрывом и спуская вниз по водопаду портящие вид сухие ветки, на берегу уже монтируют кран для камеры – она в сцене будет висеть над водой. Неподалеку репетирует сосредоточенный Риналь Мухаметов, беззвучно шевеля губами. В режиссерской палатке не по погоде одетая в легкое платье – по сюжету в кадре явно лето – Любовь Аксенова обсуждает предстоящую сцену с Кириллом Плетневым. В паре метров в другой монитор смотрит оператор Михаил Милашин, направляя движение крана и выставляя камеру под нужными углами. Наконец актеры усаживаются в лодку и отчаливают от берега – несмотря на то, что судно для надежности страхуют тросами, смотреть на то, как герои подплывают все ближе к гэсовскому водопаду, страшно.
Впрочем, герой Мухаметова в этой сцене действительно хочет слегка припугнуть свою девушку Ксюшу. Завязав ей глаза еще на берегу и снимая повязку только на середине реки, он делает предложение и, кажется, готов пустить лодку с обрыва в случае отказа. «Я не возьмусь за весла, пока ты не скажешь «да». Советую решать быстрее, у тебя осталось меньше минуты», – произнося эти реплики, актер должен оглянуться на дамбу. Плетнев командует отплыть то дальше, то ближе, советует, через какое поворачиваться плечо и в какой момент снимать повязку с глаз Любови Аксеновой. Камера на кране опускается почти к самой кромке воды, захватывая эффектные крупные и общие планы. «Вот это очень круто, – радуется Плетнев. – Красиво плывет группа в полосатых купальниках». Еще дубль, еще больше искусственного тумана и Мухаметов, которому режиссер советует «не стесняться и немного заикаться, так как это снимает пафос» и который, расслабившись, кажется, начинает заикаться чуть больше необходимого.
Будучи актером, только начинающим свой путь в режиссуре, Кирилл Плетнев со своими артистами работает удивительно тонко и чутко. Впрочем, и ему самому в «Идеальных» придется сыграть одну из ролей. «Я в данной ситуации собирался только снимать. Но за четыре дня до начала съемок у нас «слетел» один из актеров, и найти замену за это время было невозможно, так что было принято решение, что сыграю я. Я очень боялся и не понимал, как буду оценивать себя со стороны. Но потом начал и сниматься, и снимать и понял, что когда ты работаешь у плохих режиссеров, то тебе все равно приходится самому себя править – вот тут я так примерно и существую», – смеется Плетнев. И скромно добавляет: «В конце концов, когда Клинт Иствуд снимал «Мосты округа Мэдисон», он тоже не собирался играть».