Круз, как всегда, органичен в роли суперагента. Кадр из фильма
Новый фильм режиссера Дага Лаймана («Мистер и миссис Смит», «Телепорт» и «Идентификация Борна») снят по реальной биографии американского контрабандиста Барри Смита, летчика, сколотившего состояние на переправке наркотиков и оружия в Латинскую Америку. Том Круз, севший за штурвал самолета впервые со времен «Лучшего стрелка» (1986), все так же ослепительно улыбается и сверкает очками-авиаторами. Это одна из лучших ролей актера за последние годы.
Когда к примерному семьянину и пилоту Барри Силу (Круз) приходит рыжеволосый агент ЦРУ (Донал Глисон) с предложением поработать на правительство, выбора у летчика нет. Прикрываясь легендой про частного предпринимателя, занимающегося развитием авиации, завербованный герой совершает полеты над Южной Америкой, снимая с самолета базы повстанцев-коммунистов. На дворе – разгар холодной войны, и США сражаются за территорию, опасаясь вторжения СССР. Местным жителям, впрочем, все это, кажется, глубоко неинтересно – то ли дело кокаин. Во время одного из рейсов в Колумбию Сил «знакомится» с картелем Медельин – взяв пилота в заложники, Эскобар сотоварищи делают герою предложение, от которого, как и от предложения ЦРУ, невозможно отказаться. Но можно хотя бы неплохо заработать.
И это только начало истории – за 10 с лишним лет, о которых идет речь в фильме, Барри Силу удалось побывать контрабандистом, финансовым мошенником, двойным, а в лучшие времена и тройным агентом, пройти путь от богача, которому в прямом смысле некуда складывать деньги, до самого разыскиваемого преступника Америки. Даг Лайман, безусловно, романтизирует негодяя – не он первый, не он последний. «Сделано в Америке» снят в духе скорсезовского «Волка с Уолл-стрит», с той лишь разницей, что герой Круза играет в более опасные игры, чем герой Леонардо ДиКаприо. И правительство здесь ничуть не меньший антигерой, чем наркокартель, так что для симпатий по отношению к – по большому счету нехорошему – парню Барри Силу есть немало оснований. Став пешкой в политической игре международного масштаба, он успел хотя бы пожить на полную катушку. А это дорогого стоит, когда твоя судьба, по сути, предопределена после первой встречи с агентом ЦРУ.
Картину Лаймана, конечно, с натяжкой можно назвать обличительной – о цинизме системы, пожирающей работающих на нее граждан, режиссер говорит между строк и сквозь смех, в формате скорее комедии, чем трагедии, которой в реальности являлась жизнь Барри Сила. За белозубой улыбкой герой Круза всю дорогу прячет страх за собственную жизнь и судьбу своей идеальной семьи (жена-красавица и трое детей), отчаянно пытаясь получить удовольствие от происходящего – этакая последняя трапеза приговоренного к смерти. Получается у Круза, надо сказать, виртуозно. Он и выглядит далеко не на свои 50 с лишним лет, так что вполне уместно смотрится и в самых безумных экшен-сценах, и в уже привычном ему образе спецагента, и в паре с молодой партнершей, и даже хулигански оголяя ягодицы – комедия актеру удается едва ли не лучше всего.
«Сделано в Америке» не дотягивает до глубокомысленного высказывания, реальная биография Сила не приукрашена, но спрессована до более компактного, концентрированного, другими словами, кинематографичного формата, где изображение эффектно заретушировано под ретро и особое внимание уделено узнаваемым для зрителя историческим фигурам вроде Пабло Эскобара. Отточенная тем же Скорсезе в «Таксисте», «Славных парнях», «Волке» сюжетная схема здесь преподносится в упрощенном, более зрительском и развлекательном варианте, что вовсе не умаляет достоинств фильма. Классический Голливуд – американское кино про пресловутую американскую мечту, которая оборачивается американской историей ужасов.