Милый малыш разговаривает хриплым голосом Гармаша. Кадр из фильма
В прокат выходит «Напарник», над которым работали сценаристы, продюсеры и в целом творческая команда таких фильмов, как «Призрак» (тот, в котором Федор Бондарчук становится привидением) и «Притяжение» (снятый Федором Бондарчуком экшен про пришельцев), – в том числе и Александр Андрющенко, в «Напарнике» занявший кресло режиссера. Главную роль – сурового оперативника, поменявшегося телами с ребенком, – сыграл Сергей Гармаш.
Его героя зовут Хромов, он – владивостокский полицейский, год отсидевший под прикрытием в колонии, втираясь в доверие к криминальным авторитетам. Сразу после освобождения Хромов отправляется на задание, где должен взять с поличным главаря китайской мафии. Только вот операцию невольно срывает его коллега. Ну, то есть как коллега – тоже полицейский, правда, экологического отдела, то есть следящий за сохранностью клумб молодой Олег (Андрей Назимов). У него в отличие от одинокого волка Хромова прекрасная жена Катя (Лиза Арзамасова) и вот-вот родится ребенок – схватки у супруги начинаются аккурат с первым выстрелом китайских мафиози. Рожающую от него Катю и раненного по его вине Хромова Олег везет в одну больницу, где младенец и оперативник магическим образом меняются телами.
Все, конечно, не случайно, а по воле китайской бабки-гадалки, проклявшей героя Гармаша – есть за что. Теперь ему, находясь в образе годовалого мальчика, необходимо не только вернуть себе свой облик и сделать «работу над ошибками», но и все-таки поймать преступников. Фильмов, где герои магически меняются телами, существует немало – то мама с дочкой, то мальчик с девочкой. Несмотря на это, авторам «Напарника» удалось раскрасить знакомую фабулу новыми деталями. Начиная с нарисованного на компьютере младенца, который, конечно, слегка пугает не по годам развитой мимикой и мелкой моторикой, но вместе с тем не выглядит совсем уж отталкивающе неестественным, и заканчивая хриплым голосом Сергея Гармаша, который из уст белокурого и голубоглазого малыша звучит максимально комично, – надо учитывать, что разговаривает он, в отличие от своего нового, во всех смыслах зеленого, напарника-папаши языком опытного полицейского, еще и «отмотавшего» срок.
Контраст, доведенный до абсурда. Но в сочетании с хорошо прописанным сценарием этот прием срабатывает на все сто. Характеры и отношения между героями проработаны и сыграны настолько убедительно, что вызывают доверие даже в условиях более чем фантастических предлагаемых обстоятельств. Нет ни лишних сцен, ни запутанных сюжетных линий, не забытых второстепенных персонажей – одним словом, никаких не выстреливших ружей. Зато есть Ян Цапник в роли Лунтика, едва ли не важнейшего звена всей цепочки событий. Простота, как и краткость, – еще одна сестра таланта.
«Напарник», действительно, на удивление не затянут, несмотря на то, что авторы смешивают жанры и всю дорогу балансируют между комедией, мелодрамой и даже боевиком – и драк, и погонь, и перестрелок вдоволь, но в то же время в меру, как и всего остального. Так называемое «доброе кино» с обязательным хеппи-эндом и налетом сказочности снять не так просто, как может показаться, – не скатившись в пошлость и дурновкусие. Да и выехать на одном только младенце с голосом Гармаша вряд ли удалось бы, несмотря на очевидно сильный комический потенциал этой задумки. Сказка на то и сказка, чтобы быть ложью с намеком и уроком. Пусть предсказуемым, но от того не менее, а то и более привлекательным для зрителей, особенно в качественном визуальном оформлении. В этом смысле отдельного внимания заслуживает место действия фильма – эклектичный Владивосток, где присутствие азиатской культуры является чем-то привычным и обыденным. Город при этом не превращается в пеструю декорацию, а является действительно местом действия, во-первых, определяющим характер этих самых действий – и характер самих героев, во-вторых, предлагающим яркие и новые для российского кино локации. Наконец-то никаких видов Москвы-Сити.