В новой мелодраме Пьер Ришар выступил во всей красе своего актерского таланта. Кадр из фильма
В российский прокат выходит французская комедийная мелодрама Стефана Робели «Мистер Штайн идет в онлайн» с Пьером Ришаром в роли пожилого вдовца, открывшего для себя Интернет, в частности сайты знакомств.
Героя Ришара зовут Пьер Штайн, ему за 70, и за два года до начала событий фильма он потерял любимую жену, с которой прожил полвека. Нет, он не одинок, есть дочь и двое внуков, но дни мужчина проводит в пустой квартире, просматривая старые пленки, с которых на него смотрит еще молодая супруга. Затворничество старика пугает его детей, и однажды они дарят ему ноутбук и нанимают учителя по компьютерам, писателя-неудачника Алекса (Янис Леспере). Едва выйдя в Интернет, Пьер натыкается на сайт знакомств, регистрируется и начинает переписку с 30-летней Флорой (Фанни Валетт), очаровывая ее старомодными, столь редкими в наши дни романтическими письмами. Правда, о своем возрасте герой умалчивает, а вместо собственной фотографии отправляет фото Алекса. Есть еще одно обстоятельство, о нем до поры до времени не знает даже Пьер: Алекс, оказывается, уже несколько месяцев встречается с его внучкой.
Фабула «Мистера Штайна» (который в оригинале называется «Один профиль на двоих») подошла бы для комедии положений, жанра, которому Пьер Ришар посвятил лучшие годы своей творческой жизни. Робели, впрочем, склоняется в сторону лирической, даже сентиментальной мелодрамы. В которой, что немаловажно, Ришар выступает не в ожидаемой для его статуса и лет роли «свадебного генерала», а во всей красе актерского таланта. Совершенно не стесняясь возраста, который ему на удивление к лицу: вместо ловких ужимок, в большей степени физических, в его арсенале появилась более глубокая драматическая игра.
Оттого фильм, несмотря на его незамысловатость, не превратился в окаменевший памятник и бенефис. Робели, который уже работал с Ришаром шесть лет назад над картиной «А давайте жить все вместе?» (с очевидной отсылкой к пьесе Ростана «Сирано де Бержерак») о компании сумасбродных пожилых друзей, и в этот раз снял больше светлую и остроумную, чем грустную историю о старости.
Непутевого, чрезмерно застенчивого и неуверенного в себе Алекса, у которого из достоинств разве что возраст (актер Леспере всю дорогу смотрит исподлобья, довольно умело вызывая жалость, смешанную с раздражением), Пьер наделяет своим характером и обаянием – получается, по сути, вымышленный и оттого идеальный персонаж. Ученик превращается в учителя, так как освоить Интернет оказывается куда проще, чем научиться жить, пока есть время. Если бы молодость знала, если бы старость могла. К счастью для обоих героев, Робели не перегружает жанр и приводит все к единственно возможному, точнее, максимально правдоподобному финалу. В условиях этой сказочной и иногда абсурдной истории еще и на удивление счастливому.
Не обходится и без нелепых ситуаций, путаницы, гэгов – Ришар уже, конечно, не спотыкается и не падает на ровном месте, как было. Комический эффект возникает на более сложном актерском уровне, разве что растерянный взгляд и трогательная наивность персонажа сохранились до сих пор. Седина в бороду – чем не высокий блондин?