Фото со страницы Андрея Кончаловского в Facebook
Историческая драма под названием "Монстр", над которой вскоре начнёт работу Кончаловский, будет посвящена Микеланджело. Проект, получивший поддержку Министерства культуры по итогам недавнего питчинга, обещает быть масштабным - на экране автор воссоздаст целую эпоху, культурную и историческую, превратит современную натуру и специально выстроенные павильоны в Италию 16 века.
Ждать фильм будут, несомненно, не только в России, но и на международных фестивалях. Андрей Кончаловский - один из не такого уж большого числа российских кинематографистов, которых сегодня знают за рубежом и с кем ассоциируют национальный кинематограф. Его последняя на данный момент лента, вышедший в 2016 году черно-белый "Рай", принесла автору приз за режиссуру в Венеции. Этот "Серебряный лев", впрочем, был не первой и далеко не единственной наградой подобного уровня, а фильмы Кончаловского, помимо Венеции, показывали и в Канне, и в Берлине. Снятый в 1965 году дебютный "Первый учитель" по одноимённой книге Чингиза Айтматова претендовал на главный приз Венецианского фестиваля и принёс Кубок Вольпи за лучшую женскую роль актрисе Наталье Аринбасаровой. Ещё раньше, в 1962 году, "Золотого льва" получило "Иваново детство" Андрея Тарковского, над которым Кончаловский работал в качестве соавтора сценария.
При всём этом, обвинить режиссера в том, что снимает он с расчётом исключительно на иностранную публику, невозможно - какой бы ни была история, где и в какое время ни происходили бы события, каждый фильм остаётся предельно универсальным. От исторической драмы о Второй мировой до камерной почти притчи о почтальоне из глухой деревушки, от семейного эпоса "Сибириада" до истории Аси Клячиной. После дебютного "Первого учителя", режиссер обратился к сюжету, который в итоге останется с ним на долгие годы, а в его фильмографии станет одним из ключевых - речь о снятой в 1967 году "Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". В течение следующих 30 лет Кончаловский экранизировал Тургенева ("Дворянское гнездо") и Чехова ("Дядя Ваня"), снимал "Сибириаду", успешно работал в Америке - в том числе над ставшим популярным по обе стороны океана комедийным боевиком "Танго и Кэш" со Сталлоне и Куртом Расселом, и над номинированным в итоге на "Золотой глобус" "Поездом-беглецом". В 1994 году он вернулся к своим героям, обитателям типичной русской глуши Асе, Степану, Чиркунову, в "Курочке Рябе".
А спустя ещё 20 отправился в другую, не менее глухую провинцию, где живет почтальон Алексей Тряпицын, неразрывно связанный с героинями Ии Саввиной и Инны Чуриковой - не столько местом обитания, сколько авторской идеей. Помещая героев в среду, которая будто бы сама диктует картине жанр социальной драмы, Кончаловский из раза в раз внимательнее всего смотрит не по сторонам, а на тех людей, о которых рассказывает. Фон у Кончаловского, и физический, и социальный, всегда мастерски оттеняет личностные конфликты, диктует свои правила жизни и иногда, как в случае с "Почтальоном", и угнетает, и одновременно заставляет и персонажей, и зрителей - одних невольно, других осознанно - замереть в восхищении.
История страны и мира в руках режиссера превращается в такой же на первый взгляд второстепенный, но на деле и сюжетообразующий, и характерообразующий элемент. Это и рассказ об интернате для душевно больных на чечено-ингушской границе, оставленном персоналом во время войны 1995 года, из "Дома дураков", и трагически связанные Второй мировой, но переплетающиеся уже за пределами мира живых линии трёх героев картины "Рай". Можно с уверенностью сказать, что и в будущей ленте "Монстр" Андрей Кончаловский останется верен себе, пусть и отправившись во времени на несколько столетий назад. Верен в том, что, воссоздавая эпоху, в первую очередь будет говорить о тех, вполне конкретных, реальных или вымышленных, но живых людях, застигнутых эпохой, окружающим миром, природной стихией врасплох.