То ли люди будущего, то ли космические пришельцы. Кадр из фильма
Спустя ровно 20 лет после выхода на экраны «Пятого элемента» его автор вновь обратился к теме далекого будущего в далеких галактиках. Впрочем, идея снять картину «Валериан и город тысячи планет» родилась у него едва ли не раньше, чем идея ленты с Миллой Йовович и Брюсом Уиллисом, – Бессон с детства зачитывался сверхпопулярным у себя на родине французским комиксом «Валериан и Лорелин», выпуск которого начался аж в 1967 году и продолжался более 40 лет.
Непосредственно на съемки также ушел не один год: сначала не хватало технических возможностей кинематографа, позднее необходимо было подобрать уникальную команду как художников, так и актеров. В итоге долгострой все-таки был завершен – бессоновская комикс-вселенная обрела очертания и главных героев, Валериана и Лорелин, в исполнении Дейна ДеХаана и Кары Делевинь. По сюжету они спецагенты-напарники, работающие на правительство межгалактический станции «Альфа» – того самого «города тысячи планет», сооружения, построенного землянами в качестве колонии, но в какой-то момент перенаселенного пришельцами со всех уголков вселенной и отправленного в свободное плавание в открытый космос.
К XXVIII веку, в котором и происходит основное действие фильма, на планете обитают сотни рас, управляют ею, впрочем, люди, которые и посылают Валериана и Лорелин на опасное задание: паре нужно перевезти ценный, да и еще и живой груз – единственного уцелевшего обитателя якобы полностью уничтоженной несколько десятилетий назад планеты. Миссия оказывается опасной, да еще и агенты явно не знают истинных целей своего руководства (один из начальников – сам Клайв Оуэн, другой – Рутгер Хауэр), так что невольно впутываются в галактических масштабов аферу, инициированную землянами. И тут все как у людей – деньги, оружие, геноцид.
Новые «Звездные войны» или новый «Аватар» у Бессона не получились, несмотря на грандиозную задумку и обилие исходного литературного материала. Фильму вряд ли светит даже успех «Пятого элемента», хотя стилистическая связь двух работ очевидна – российские переводчики даже вставили в «Валериана» шутку про мультипаспорт. В остальном картина скорее подростковый экшен, чем многоуровневая космическая сага. Впрочем, после в плохом смысле перемудреной «Люси», бесконечных минипутов и посредственной «Малавиты» новый проект Бессона выглядит глотком свежего воздуха и возвращением к истокам.
В «Валериане» немало интересных деталей, разнообразных миров и пришельцев всех мастей, одного играет приглашенная звезда Рианна. Есть хрестоматийные злодеи, комические персонажи (тройка инопланетных торгашей, которые в русской версии говорят с отчетливым еврейским акцентом, – не говорите Бессону!), парочка красивых разнополых протагонистов, всю дорогу разыгрывающих карту «от ненависти до любви – один шаг». Режиссер сделал ставку на известные, но относительно не надоевшие лица. Модель Кара Делевинь уже засветилась в «Отряде самоубийц» и в целом создана для подобного рода зрелищных блокбастеров, где имя и эффектная внешность способны стать полноценной заменой актерскому таланту. Что касается Дейна ДеХаана, то несмотря на негеройскую внешность, он как раз-таки и является героем нашего времени – на смену брюсам уиллисам в реальном мире давно пришли бледные субтильные юноши, которые готовы поработать не только мускулами, но и головой и вполне по-человечески мечтают валяться на пляже с красоткой.
Да и возраст персонажей – несмотря на то, что оба уже не подростки, – должен привлечь юную аудиторию (выглядят оба гораздо моложе своих лет). Как и сюжет, который на деле оказывается по-сказочному простым, добрым и поучительным, одновременно и универсальным, и на злобу дня, но логично выстроенным, неперегруженным – без претензии на оригинальность, величие и новое слово, но и, с другой стороны, неглупым, а местами еще невероятно красивым (к слову, одну из инопланетянок, совершенную во всех смыслах, в «Валериане» сыграла, хоть и не без помощи компьютерной графики, русская модель Саша Лусс). Одним словом, отличный летний блокбастер. В конце концов когда, как не летом, смотреть кино про то, что перед тем, как валяться в шезлонге на берегу моря с красоткой, необходимо как минимум спасти мир.