Кадр из фильма "Турецкое седло". Фото с сайта фестиваля
Первый показ ленты Разыкова состоялся в июне в рамках основного конкурса "Кинотавра" - в Сочи "Турецкое седло" наградили призом за музыку и дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков. Жюри "Горький fest", в который вошли режиссёр Владимир Хотиненко, оператор Сергей Мачильский, киновед Алена Солнцева и актёр Кирилл Сафонов, признало фильм про бывшего кгбэшника лучшим.
Ещё один участник "Кинотавра" - абсурдистская антиутопия Дарьи Власовой "Молоко" - в Нижнем Новгороде удостоился спецупоминания. Специальный приз достался короткометражному фильму "Маленький поезд", дебюту Тамары Дондурей, впервые показанному в Омске, на фестивале "Движение". Приз за профессию - актриса Инне Степановой, исполнившая одну из главных ролей в ещё одной короткометражке - "Не для речки" Алисы Хмельницкой, которая привезла свою работу на "Горький fest" прямиком с Московского кинофестиваля. Герои фильма - молодой человек, начинающая пианистка и учительница музыки (её и сыграла Степанова) - становятся "заложниками" драматического треугольника, разрываются между любовью друг к другу и любовь к искусству.
Одним из главных событий фестиваля стал показ дебютного фильма Киры Коваленко "Софичка". Ученица Александра Сокурова в итоге получила на фестивале приз за режиссуру - её работа по мотивам одноимённого произведения Фазиля Искандера, одним из соавторов сценария которой стал ещё один выпускник курса Сокурова, автор "Тесноты" Кантемир Балагов, целиком снята на абхазском языке. Как и у Балагова, место действия - в данном случае маленькая, затерянная в горах и лесах, деревушка - становится едва ли не ещё одним действующим лицом фильма. Язык, обычаи - все то, что принято называть национальным колоритом, - в "Софичке" становится почти кинематографическим приёмом, определяет визуальную эстетику фильма. События фильма растянуты во времени на двадцать с лишним лет, начинаются в мирное время, до Великой Отечественной, продолжаются во время войны и переплетаются с событиями после, не менее трагическими. Главная героиня - абхазская девушка Софичка - выходит замуж, надеясь прожить тихую жизнь вдали от цивилизации, ведя хозяйство, ухаживая за мужем. Трагическая череда событий, которую невольно запускает ревнивый брат Софички, приводит её к ссылке в Сибирь - оттуда она возвращается в свое село спустя 20 лет.
Родные места воскрешают в памяти уже не девушки, а состарившейся в ссылке женщины, страницы из прошлой жизни - из той поначалу беззаботной, а потом полной непосильных испытаний. Флэшбеками, органично вписанными в действие, режиссёр рассказывает историю целой эпохи, целой страны, историю страшную, до конца не рассказанную и не пережитую и по сей день. Историю малых народов, историю миллионов безымянных жертв режима. Две героини - молодая и старая - встречаются в одном кадре, смотрят в глаза друг другу. Зритель не всегда понимает, где реальность, а где игры памяти Софички - Кира Коваленко так плавно, почти незаметно перемещается во времени, что создаёт пусть нелинейное, но цельное повествование. Говорит киноязыком - громким, даже шумным, как многолюдная абхазская свадьба, с которой начинается фильм - в котором каждая мизансцена, каждый чётко выстроенный кадр, каждый цвет и звук говорят за себя и объясняют происходящее так, что то само линейное повествование попросту не нужно.