0
2915
Газета Кино Интернет-версия

29.06.2017 23:55:00

На Московском кинофестивале победил китайский "Хохлатый ибис"

Тэги: фестиваль, кино, кинофестиваль, ммкф


фестиваль, кино, кинофестиваль, ммкф Фото с официального сайта ММКФ

Гран-при 39-ого Московского международного кинофестиваля - статуэтку "Золотой Георгий" - "за кинематографическую ценность и человечность" получила картина китайского режиссёра Цяо Ляна под названием "Хохлатый ибис". Черно-белая, необычайно красивая, просто, но вместе с тем тонко, даже филигранно снятая и в целом виртуозная с художественной точки зрения картина посвящена при этом весьма актуальной, не только для Китая, но и для всего мира, проблеме загрязнения окружающей среды.

"Мы надеемся что вопрос экологии и чистоты в Китае будет решён", - отметил режиссёр, получая награду. Продюсер фильма Дуань Пэн выразил надежду, что лента "обратит внимание общественности на вопрос окружающей среды и заставит нас всех жить так, чтобы сохранить воздух чистым". По сюжету, главный герой, живущий в Пекине успешный журналист, пишущий об экологии, возвращается в родную деревню - чтобы написать очередную статью. Предыдущая привела к тому, что был закрыт местный цементный завод, загрязнявший воздух. Что помогло природе - в городок, по слухам вернулся редкий хохлатый ибис, о котором журналисту и предстоит написать новый текст, - но лишило работы почти всех жителей деревни. Так герой оказывается перед сложной моральной дилеммой, выбирая между дружбой и спасением мира. Картина, почти целиком снятая неподвижными общими планами, на первый взгляд и правда выглядит незамысловатой - на деле же только большому режиссеру под силу выстроить кадр так точно, чтобы статика камеры рождала динамику кадра, найти одно единственно верное место и работать в этих условиях с актерами, светом, звуком и сценарием - в данном случае весьма неплохим с точки зрения драматургии.

В этом году жюри ММКФ отдало предпочтение по-настоящему фестивальному кино, авторскому, объединяющему несколько видов искусства . Так Специальный приз жюри достался Рустаму Хамдамову за картину "Мешок без дна" - своего рода энциклопедию мирового кинематографа и фольклора. В основе написанного Хамдамовым сценария - новелла японца Рюноскэ Акутагавы, по которой в 1950 Акира Куросава снимал "Расемон". Действия "Мешка без дна" происходит в России времён правления Александра II - фрейлина в исполнении Светланы Немоляевой рассказывает князю сказку про убийство Царевича в лесу, рассказывает от лица нескольких участников событий - разбойника (Кирилл Плетнев), Царевны (Елена Морозова), самого Царевича. Её история на экране превращается в череду изображений, в которых можно разглядеть множество цитат - от того же Куросавы до Параджанова и самого Хамдамова, вновь переносящего на экран знакомый и привычный для этого режиссёра символический ряд. "Мешок без дна" - своеобразная игра со зрителем, но в то же время путешествие по истории искусства и кинематографа, не только со смысловой, но и с формальной точки зрения. Режиссёр экспериментирует со светом, ритмом, композицией, создаёт иногда психоделические образы, вроде грибов, делающих зарядку, иногда попросту завораживающие картинки - но всегда несущие некое послание, разгадывать которое во многом синефильское, но все же удовольствие.

Лучшим режиссёром на ММКФ признали турка Фикхета Рейхана, показавшего в конкурсе картину "Желтая жара" - обескураживающую своей монотонностью и отсутствием внутренней динамики ленту о крестьянской семье, выращивающей баклажаны и тщетно пытающейся выплатить многочисленные долги и не лишиться жилья. Старший сын всю дорогу копит деньги, чтобы сдать экзамен на вождение фурой, берётся за любой заработок. Наблюдения за его однообразными мытарствами создаёт ощущение надвигающейся катастрофы - такого рода композиция как правило ведёт к взрывному (иногда в прямом смысле) финалу. Не в этом случае - отсутствие финального твиста по сути и превращается в тот самый твист, но едва ли превращает фильм в шедевр. Впрочем, нельзя отрицать наличие режиссуры (хотя сам режиссер в кинематографе новичок), попытки поработать с формой, изображением, ритмом и главное - зрительскими ожиданиями.

Пожалуй самым неоднозначным призом можно считать награду за лучшую мужскую роль, которая на ММКФ досталась актеру Сон Хен-джу, сыгравшему в южнокорейском фильме "Обычный человек". Сама картина - запутанная криминальная мелодрама, замешанная на реальной истории страны и мифической теории заговора, - выглядит сумбурной и перегруженной. Под стать форме и актерская игра. Зато к актрисе, получившей приз за лучшую женскую роль, вопросов не возникает - Верене Альтенберген в немецком "Лучшем из миров" досталась партия матери-наркоманки, ведущей неравную борьбу за своего маленького сына с собственной зависимостью от тяжёлых наркотиков. Эта картина - автобиография режиссера Адриана Гойгингера, воспоминающего своё непростое детство в Зальзбурге. Финал у истории оказался на удивление счастливым для всех её участников и, будь она нереальной, выглядел бы чересчур мелодраматичным. В данном же случае поражает степень откровения, с которой режиссёр говорит о себе и близких. Также, как и довольно небанальная работа с визуальным рядом - камера помещена в замкнутое пространство квартиры-притона и смело работает на крупных, слегка искаженных планах - и актёром, сыгравшим самого семилетнего Гойгингера. Юный Джереми Миликер - вот тот, кто был безоговорочно достоин приза за лучшую мужскую роль на 39-м ММКФ.

Лучшим короткометражным фильмом стала норвежская "Скорая помощь" Себастиана Торнгрена Вартина, картина, затрагивающая, по-мнению жюри короткометражного конкурса, "очень важную для современной Европы тему". По сюжету врачи скорой приезжают на вызов к группе румынских эмигрантов, которые толком и не могут объяснить, зачем сделали вызов - конфликт неизбежен. И в данном случае весьма опасен.

Лучшим документальным фильмом стала картина "Опера" Жана-Стефана Брона - не слишком вдохновенная, но очень качественная работа, представляющая сегодняшнюю жизнь Парижской оперы. Один из ведущих оперных домов мира показан как символ свободной Франции: его открывают кадры развевающегося над Парижем флага, а закрывают - кадры уборки помпезного зала Гарнье (того самого, где обитает легендарный Призрак). Между ними - попытки приручить быка для участия в опере Шенберга, забастовки профсоюзов, сложные кадровые вопросы, призыв директора снизить (!) цены на билеты, разговоры о том, как сильно потеет певица - в общем, все то, что составляет ежедневные будни директора и персонала.

По словам вручавшего приз председателя жюри документального конкурса Кристиана Фрая, "документальное кино играет важнейшую роль для культуры, благодаря ему можно познакомиться с жизнью других людей, узнать об их мечтах, стремлениях, конфликтах, оно же является лучшим противоядием от стереотипов". Хотелось бы, чтобы и недокументальные фильмы, попадающие в конкурс ММКФ, являлись таким же сильным антидотом от предрассудков и несправедливости. Основной программе Московского кинофестиваля все ещё не хватает тех свойственных некоторым других мировым смотрам смелости, разнообразия, цельности. Фестиваль во многом будто бы разговаривает сам с собой, однако в этот раз программа основного конкурса была одной из самых сильных за последние несколько лет, а главный приз, доставшийся китайской экологической мелодраме, можно расценивать как робкую, но все же попытку фестиваля обратится с неким глобальным посланием во внешний мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1268
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1330
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
595
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
873

Другие новости