Кадр из фильма "Аритмия". Реж. Борис Хлебников. Россия, Финляндия, Германия, 2017
«Мы все время жалуемся на то, что нет героя. А эта картина показала, что нет умения видеть этого героя, а он может быть совсем рядом», – сказал со сцены председатель жюри, актер Евгений Миронов перед тем, как назвать победителя 28-го «Кинотавра». Лучшей – и это было понятно сразу после показа – стала «Аритмия» Бориса Хлебникова. Тот самый герой, о котором сказал Миронов, – врач скорой помощи по имени Олег – принес награду за лучшую мужскую роль актеру Александру Яценко.
Лучшей актрисой «Кинотавра» стала Инга Оболдина, сыгравшая в дебюте Кирилла Плетнева «Жги» надзирательницу женской колонии, которая, обладая оперным голосом, пробует свои силы в телевизионном певческом конкурсе. Оболдина, в свою очередь, разделила награду с партнершей по фильму Викторией Исаковой – она в «Жги» играет заключенную, в прошлом преподавателя консерватории, которая и помогает главной героине подготовить номер. Комедия с музыкальными номерами, по стилистике - телевизионный новогодний огонек, в какой-то момент превращается едва ли не в социальную драму о тяжелой женской доле, крепкой женской дружбе, несовершенстве государства российского и так далее – впрочем, даже это, как и то, что заканчивается все примиряющей песней и танцем, как и положено музыкальному кино, вовсе не делает фильму чести. А экранные превращения Оболдиной из Золушки в прекрасную принцессу и всю дорогу неубедительно переигрывающей Исаковой из преступницы в трагическую героиню вместе стоят одного – того, что в «Аритмии» Ирина Горбачева из «звезды Инстаграма» становится большой актрисой.
Спецдиплом жюри (помимо Миронова, актриса Юлия Пересильд, режиссер Александр Велединский, оператор Игорь Гринякин, киновед Нэнси Конди, продюсер Игорь Мишин и сценарист Александр Родионов) достался авторам фильма «Блокбастер» – за новый уровень жанрового кино. Напомним, что Роман Волобуев заявил о том, что снимает свое имя из титров из-за разногласий с продюсерами. Один из них, Илья Стюарт, получая приз, сказал со сцены, что «истории в производстве кино бывают разные, но, вне зависимости от того, кто будет в титрах, эту награду мы посвящаем Роману Волобуеву».
Целых два приза досталось на «Кинотавре» картине «Заложники» – за операторскую работу (Владислав Опельянц) и режиссуру (Резо Гигинеишвили). Сюжет фильма основан на реальной истории о том, как в 1983 году несколько молодых людей совершили попытку угона самолета Тбилиси–Батуми–Ленинград, на котором хотели убежать из страны. Международная премьера состоялась еще в параллельной программе Берлинале, в широкий прокат она выйдет 21 сентября. Однако режиссура фильма вызывает больше всего сомнений. Получив в руки такую фактуру – сюжет, столь кинематографичный, что и придумывать ничего не надо, – Резо Гигинеишвили снимает будто бы два разных фильма. Медленная, даже медитативная первая половина создает то самое, заложенное в названии, ощущение несвободы, томления, неосознанного желания героев вырваться – хотя, по сути, в кадре почти ничего не происходит. Во второй части начинается экшен, уничтожающий созданную авторами атмосферу и стилистику. Финал и вовсе поспешный - из нарезки кадров и сцен по голым фактам. Про засекреченную историю и по сей день многое неизвестно, но разве это, напротив, не дает режиссеру больше творческой свободы?
Приз имени Григория Горина за лучший сценарий вручили фильму «Голова. Два уха», еще одной взятой из жизни – на этот раз исполнителя главной роли Ивана Лашина – социальной драме про злоключения деревенского парня в большом городе. Этой же картине один из своих дипломов вручила Гильдия киноведов и кинокритиков. Эту интересную историю «убивают» слабые диалоги и непрофессионализм всей команды, от режиссера до исполнителей ролей. Неумение работать с ритмом и композицией создают ощущение, что фильм – не более чем растянутая до полного метра короткометражка. Второй диплом достался «Турецкому седлу» Юсупа Разыкова, которому основное жюри присудило еще и награду за музыку им. М. Таривердиева – точнее, за звучащую в конце картины и, по мнению судей, сыгравшую ключевую смыслообразующую роль в композиции картины арию Вивальди.
Главный же приз гильдии, с этого года носящий имя Даниила Дондурея, достался картине «Теснота» Кантемира Балагова. Он, получая награду, поздравил с днем рождения своего учителя Александра Сокурова, а также поблагодарил актрису Дарью Жовнер, сыгравшую в фильме главную роль и ставшую «проводником» между экраном и зрителем. Чуть позже картину Кантемира Балагова, сюжет которой – вновь не придуман и рассказывает о похищении еврейской пары в Нальчике – назвали еще и лучшим дебютом «Кинотавра». Во второй раз режиссер из Кабардино-Балкарии обратился к деятелям российской киноиндустрии с просьбой «не отворачиваться от Северного Кавказа, повернуться к нему лицом». Остается надеяться, что «Тесноту», уже получившую один из каннских призов и признание «Кинотавра», ждет удачная фестивальная и прокатная судьба, а к самому Балагову (если уж не ко всему Кавказу) российская индустрия повернется лицом. Из всех режиссеров конкурса он единственный, кто в художественном смысле сумел обогатить реальную историю, выстроить ее драматургию со множеством сюжетных линий в полифонию смыслов. Семейные и любовные драмы здесь сплетены с социальными и культурными. Такого уровня дебют, самобытный, талантливый, профессиональный, – редкость не только для отечественного, но и для мирового кино.
Сочи