Фото из Instagram 28-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр"
В этом году программа короткого метра оказалась "слабым местом" фестиваля - из 28 показанных фильмов можно выделить от силы 5-6 достойных. Жюри под руководством Сергея Мокрицкого, однако, оправдало ожидания публики - 13-минутная картина "Лалай-балалай" вызвала ее бурную реакцию на показе. Одним из продюсеров и сценаристов ленты, наряду с самим Братовым, выступил Григорий Добрыгин, а сам фильм можно отнести к жанру абсурдистской комедии - с элементами чуть ли не хоррора. Вынесенную в название фразу на экране произносит Александр Баширов, описывая "перформанс", устроенный на улице тремя сильно подвыпившими друзьями и их старшим товарищем Олегом Маратовичем. Вывалившись из ресторана, они пускаются во все тяжкие. Фильм, не несущий никакого глубокого "месседжа", выглядит наиболее удачной для заявленного формата работой - емкая, смешная, короткая, но максимально концентрированная картина, в которой каждая деталь - от актерских работ до саундтрека - работает на создание комического (а скорее трагикомического) эффекта и эффекта узнавания. Кто из нас, как говорится, хоть раз в жизни не устраивал "лалай-балалай".
Помимо главного приза, картина Руслана Братова завоевала спецприз от программы "Такое кино" и от "Яндекс-такси" - последний предполагает денежное поощрение в размере 1 млн руб. на съемки следующего фильма.
Еще одним триумфатором короткометражного конкурса стало "Молоко" Дарьи Власовой - эта работа заслужила спецупоминие жюри, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков, с формулировкой "за художественное преобразование нашей реальности и сюрреализм в искусстве". По сюжету, действие которого разворачивается в утопических стерильных декорациях квартиры - белые стены, минимум мебели - семья, состоящая из мамы, папы, двоих детей и дедушки, обнаруживает на своей кухне материлиазовавшуюся буквально из ниоткуда живую корову. Скупые на эмоции родственники не особо бурно реагируют на появление животного - все, кроме дедушки. "Молоко" - одна из самых выразительных и стильных работ конкурса.
Диплом Гильдии достался картине "Время жить, время умирать" Михаила Полякова - черной комедии с Гошей Куценко и Любовью Толкалиной в главных ролях. А диплом жюри "за поэтическую интонацию" получил "Первый" Ладо Кватании - фантазии на столь популярную в последнее время в российском кино тему освоения космоса. Время действия - апрель 1961 года, место - типичная российская глушь. Одиноко живущая в доме посреди леса девушка находит на опушке космонавта. Его зовут Андрей, он был первым, но в истории останется совсем другое имя. Поклонники всевозможных теорий заговора должны оценить авторскую идею. Ее художественное воплощение, впрочем, оставляет желать лучшего - обилие общих планов и затянутых туманом пейзажей, пространные диалоги и прочие "красивости" маскируют внутреннюю пустоту.
Гораздо более достойными по крайней мере дипломов были, к примеру, "Как я сбросил кожу" Александра Шабарова - простая, но важная зарисовка, этакий миниатюрный роман взросления и одновременно показательное высказывание на сверхактуальную тему буллинга. Пришедший в секцию плавания тихий подросток наблюдает систематические унижения со стороны тренера как по отношению к себе, так и к самому маленькому и беззащитному ученику. Царящая на занятиях дедовщина, поощряемая преподавателем, пробуждает в герое характер. Снята короткометражка и с визуальной, и со смысловой точки зрения довольно незамысловато - не считая сцен в воде и под водой - однако история, в отличие от многих других, представленных в конкурсе, выглядит цельной и законченной. Обошли внимаем и "Акадо" Кима Белова - остроумную и жутковатую историю про маньяков с Евгением Цыгановым и Павлом Табаковым, и "Дым" Ивана Плечева - криминальную драму, пожалуй, единственную, выдерживающую жанр.
Что касается конкурса в целом, то в этом году на "Кинотавре" было сразу несколько романтических короткометражных комедий - в разной степени удачных, снятых учениками Джаника Файзиева, впервые - сразу два фильма-тизера, один из которых по задумке перерастет в фэнтези-сериал "Черти" с Павлом Артемьевым, второй - в картину "Абонент недоступен", то ли триллер, то ли детектив, то ли драму про таинственное убийство женщины. В "Тупике" Антона Сазонова пара на грани развода ищет убежавшего после очередной родительской ссоры в лес ребенка, почти в точности повторяя маршрут героев "Нелюбви" Андрея Звягинцева, показанной в Сочи днем ранее - разве что вместо мальчика Алеши здесь мальчик Гриша. Идеи, что называется, витают в воздухе.