0
4969
Газета Кино Интернет-версия

29.05.2017 01:04:00

"Золотая пальмовая ветвь" упала на "Квадрат"

Тэги: канны, золотая пальмовая ветвь, рубен остлунд, альмодовар, софия коппола, звягинцев, лозница, кантемир балагов, дайана крюгер, фатих акин, николь кидман


канны, золотая пальмовая ветвь, рубен остлунд, альмодовар, софия коппола, звягинцев, лозница, кантемир балагов, дайана крюгер, фатих акин, николь кидман О том, что жюри отдаст "ветвь" Рубену Остлунду, даже мечтать было страшно. Фото с сайта www.festival-cannes.com

Редкий крупный фестиваль обходится без недовольства наблюдателей – то кажется, что политические мотивы окажутся замешанными, то просто с жюри во вкусах не совпадут. В этом году раздача каннских «пальм» тоже у некоторых вызвала досаду, но гораздо громче горьких упреков звучало «Молодец, Альмодовар!» Испанец Педро Альмодовар вместе с жюри, которое возглавлял, сумел раздать «пальмы» максимально корректно – так, что если и остались недовольные, то по крайней мере обвинений в ангажированности не слышно.

Конечно, российская часть аккредитованных на 70-ом Каннском фестивале энергично болела за Андрея Звягинцева и его «Нелюбовь». Шансы у этой картины, рассказывающей о фатальной отчуждении людей, были и правда велики. И дело не только в том, что фильм был восторженно принят публикой и критиками, но и в том, что на теме отчуждения вообще во многом строится европейское кино, и не только кинематограф. Плюс, конечно, тот эмоциональный заряд, какой несет «Нелюбовь», достаточно силен. Звягинцев вообще умеет бередить эмоции, редкого зрителя оставляя спокойным. Это и отметила судейская коллегия, отдав ему Приз жюри. Можно найти немало погрешностей в «Нелюбви», но снимем шляпу перед Звягинцевым и продюсерами Александром Роднянским и Сергеем Мелькумовым – все-таки их стараниями не в последнюю очередь миру не дают забыть о российском кино.

«Теснота» Кантемира Балагова о столкновении старых традиций с новыми правилами жизни, показанная во второй по значимости программе Канн – «Особом взгляде», - увезла приз ФИПРЕССИ. Профессионалы знают, насколько ценна эта награда, - именно критики всегда в стороне всех политических интриг, и эта награда всегда – лишь признание исключительного художественного уровня картины.

Третий фильм фестиваля, созданный при участии России, - «Кроткая» Сергея Лозницы, остался без наград. И все-таки два из трех фильмов, снятых в копродукции с Россией, вошли в число «palmares”, как их называют в Каннах, - то есть победителей. При этом ни одна из этих работ не получила ни копейки государственных денег. Разумеется, мы еще услышим, что Звягинцева и Лозницу приглашают на международные фестивали исключительно ввиду их зверской русофобии, но доказывать очевидный факт, что эти режиссеры просто интересны фестивалям и что их кино отлично вписывается в мировой артмейнстрим, смысла нет. А чиновникам от культуры хочется лишь посоветовать задуматься – отчего это так щедро финансируемые ими картины проваливаются в отечественном прокате и не вызывают ни малейшего интереса за рубежом.

О том, что жюри отдаст «Золотую пальмовую ветвь» фильму «Квадрат» Рубена Остлунда, даже мечтать было страшно. Невероятно изящный, умный, полный характерного скандинавского юмора, «Квадрат» казался слишком сложной игрушкой, а заложенный в нем гуманистический пафос – слишком тихим, спрятанным за ироничным киноязыком. Но именно этот фильм, как теперь ясно, был идеальным кандидатом на главную «пальму» - в нем весело и легко рассказывается о трудной роли художника в современном мире, о тех лабиринтах, через которые он проходит на пути к пониманию искусства как миссии.

Грек Йоргос Лантимос уехал с призом за сценарий. Сценарную «пальму» он поделил с Линн Рэмси, получившей ее за картину «Тебя никогда здесь не было». Драматургия «Убийства священного оленя», восходящая к традиции древнегреческой трагедии, стала основой необычного, свежего взгляда на проблемы Судьбы и Рока. Неожиданно для многих обладателем режиссерской «пальмы» стала София Коппола. Дочь Фрэнсиса Копполы давно уже показала себя мастером нюансов и превосходной работы с актерами – и в «Трудностях перевода», и в фильме «Где-то», и в «Элитном обществе», но в «Роковом искушении», представленном в Каннах, она продемонстрировала филигранную режиссуру.

Гран-при, вторая по значимости награда, досталась французу Робину Кампийо за антиспидовый фильм «120 ударов в минуту» - работу о борьбе геев за свои права и против страшного недуга. Снятый в давно уже ставшей привычной натуралистической манере, на крупных планах, ручной подрагивающей камерой фильм особо ничем не выбивается из огромного пласта похожих европейских фильмов, но сделан очень внятно. На все роли Кампийо пригласил актеров-геев, что добавило картине документальной точности.

В победе Дайаны Крюгер в борьбе за актерскую женскую «пальму», кажется, никто и не сомневался – роль молодой женщины, ставшей на тропу войны с убийцами ее семьи, в фильме Фатиха Акина «Из ниоткуда» оказалась одним из наиболее ярких пятен фестиваля. Точно так же мало кто сомневался в победе американца Хоакина Феникса («Тебя никогда здесь не было» шотландки Линн Рэмси), сыгравшего роль бывшего агента ФБР, человека, мучимого комплексами, детскими травмами, отправляющего на тот свет врагов одной левой, но при этом так и не научившегося оставаться равнодушным.

Трогательным жестом со стороны жюри выглядит решение присудить Николь Кидман специальный приз 70-го Каннского фестиваля. Кидман на Лазурном берегу – частый гость, а в этом году она появилась аж в четырех фестивальных картинах. Причем в двух из них – вместе с Колином Фаррелом. Через месяц актриса будет отмечать 50-летие. Неплохой подарок к юбилею от юбиляра. 

Канны


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1624
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1822
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1931
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4303

Другие новости