Кадр из фильма "Нелюбовь" (реж. Андрей Звягинцев)
В маленьком городе Канн все готово к началу юбилейного 70-го фестиваля – раскатывают последний рулон ковра на «красной лестнице» Театра Люмьер, где происходят все главные события фестиваля. Потихоньку оцепляют окрестности Палэ де фестиваль. На улицах уже замелькали мужчины в смокингах, скоро к ним присоединятся их спутницы в благоухающих вечерних нарядах, а сейчас они вовсю наводят марафет. Аккредитованные журналисты уже засели в залах, где пресс-показы идут с самого утра. Большинству не до праздничных дефиле – начинается работа. Для российских журналистов – тем более, потому что именно во время церемонии открытия фестиваля пройдет первый показ фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Он открывает основной конкурс. И хоть говорят, что это – плохая примета, мы не будем впадать в уныние. Вспомним прошлый юбилейный, 60-й фестиваль, когда фильм неизвестного тогда никому молодого румына Кристиана Мунджиу «Четыре месяца, три недели и два дня» был показан первым, к концу про него, казалось, все забыли, а он не только получил «Золотую пальмовую ветвь», но и открыл дорогу такому явлению, как новая волна румынского кино.
«Нелюбовь» - четвертый опыт участия Звягинцев в самом престижном международном фестивале. И хотя честь открытия этого режиссера принадлежит Венеции, где состоялся триумф его первой картины «Возвращение», теперь это режиссер каннской гвардии. «Нелюбовь» - история распада одной семьи, развода двух еще вчера любящих людей. Ситуация усугубляется тем, что из дома убегает ребенок.
В основном конкурсе не только в фильме Звягинцева будут говорить по-русски – на русском языке снята и «Кроткая» Сергея Лозницы. Лозница, выходец из Белоруссии, живший в Киеве, потом работавший в России, сейчас обитает в Германии, и какой «национальности» кинематограф он представляет – уже никто не скажет. Фильм – результат копродукции нескольких стран, в числе которых Германия, Литва, Россия, Франция, Латвия и Нидерланды. «Кроткая» - почти экранизация рассказа Достоевского, только действие происходит в российской провинции, а в фильме Лозница снял чуть ли не всю труппу Коляда-театра, в том числе и самого Коляду.
Российское присутствие в официальной программе в этом году необычайно мощное. Во второй по значимости программе Канна – «Особый взгляд» - тоже есть фильм на русском языке. Это «Теснота» Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова. Несколько лет назад Сокуров, до того раньше никогда не занимавшийся педагогикой, набрал курс в Кабардино-Балкарии. Теперь его ученики вовсю участвуют в международных фестивалях, в том числе и Балагов.
Каннская программа в этом году примечательна тем, что она явно обошла своим вниманием Голливуд. Обычно в рамках фестиваля проходят мировые премьеры мощных голливудских блокбастеров, но в этом году до Лазурного берега не добрались ни Ридли Скотт с его фильмом «Чужой. Завет», ни новые «Пираты Карибского моря». Зато фанатам Дэвида Линча и его «Твин Пикса» - счастье. 70-й фестиваль пригласил в свою программу первые две серии долгожданного нового сезона этого сериала, которые будут показаны на большом экране Театра Люмьер.
Конкурсная программа в этом году удивительным образом обошлась без патриархов мирового кино, которые уже растеряли задор, но по привычке становятся тут желанными гостями. Исключение – Михаэль Ханеке, дважды лауреат «Золотой пальмовой ветви». В устах мрачного гения, каким принято считать Ханеке, название его нового фильма – «Хэппи энд» - звучит как насмешка. Впрочем, посмотрим. В конкурсе также новые работы Франсуа Озона, Мишеля Хазанавичюса, Линн Рэмси, Наоми Кавасе, Корнеля Мундруцо, Софии Копполы. В программе спецпоказов ждут новых работ Романа Полански, Клода Ланцманна, Ванессы Редгрейв, дебютной короткометражки Кристен Стюарт «Пойдем поплаваем». Аж в четырех фильмах появится на нынешнем фестивале Николь Кидман, причем в двух фильмах из них – в паре с Колином Фарреллом.
Оценивать весь этот фейерверк кино будет судейская коллегия по предводительством одного из каннских любимчиков Педро Альмодовара. В помощь ему приданы американские актеры Уилл Смит и Джессика Честейн, а также французская актриса Аньес Жауи, режиссеры Марен Аде, Паоло Соррентино и Пак Чан-вук. Фильмом открытия станет новый фильм одного из самых известных французских режиссеров Арно Деплешена «Призрак Исмаэля» с Марион Котийяр и Шарлоттой Гензбур в главных ролях.