Лучшим игровым фильмом стала "Софичка" Киры Коваленко - экранизация рассказа Фазиля Искандера. На фото - кадр из фильма.
В этом году гатчинский фестиваль «Литература и кино» проходил, что называется, в исключительных погодных условиях. Конец апреля одарил Ленинградскую область мощным снегопадом, время от времени превращавшимся в дождь, и знаменитый Гатчинский парк, любимое место фестивальных гостей, стоял мокрым и неприветливым. Правда, даже штормовое предупреждение и мокрые сугробы не помешали отважному гатчинскому жюри провести в парке традиционный субботник.
В жюри этом году заседали кинорежиссер Андрей Эшпай (председатель жюри), актриса Татьяна Догилева, композитор Алексей Шелыгин, писатель Владислав Отрошенко, оператор Сергей Юриздицкий. Писатель Сергей Есин, один из основателей фестиваля, - бессменный глава читательского жюри.
Кинофестивали бывают разные, и на все не наездишься. Есть фестивали звездные и знаменитые, есть тихие и домашние, есть тематические – да мало ли их. Но, наверное, один-единственный фестиваль можно назвать интеллигентным – это Гатчинский. Всему «виной» - литература, вокруг которой и заверчен изначально сам замысел этого киносмотра. А все, что связано с мудрым и красивым словом, не может не быть интеллигентным.
Главный приз фестиваля носит «литературное» название «Гранатовый браслет». В этом году браслетом одарили режиссера-документалиста Андрея Осипова за фильм «Забытые полеты». Осипов давно изучает Серебряный век, и порой кажется, что в нем он чувствует себя куда комфортнее, чем в веке нынешнем, веке без названия. Он снимал картины о Брюсове, о Цветаевой, о Волошине, а нынешний фильм – о ближайшем окружении Максимилиана Волошина. Вновь режиссер возвращается в свой любимый Коктебель, рассказывает о группе Александра Габричевского – известного философа и искусствоведа. Страшная судьба постигла членов группы – кто-то расстрелян, как Густав Шпет, кто-то сослан, как Борис Ярхо, кто-то просто выброшен на обочину жизни.
Увлеченный коктебельским Серебряным веком, Осипов задорно сравнивает Серебряный век с европейским Возрождением, объясняя в фильме, почему, по его мнению, европейское Возрождение меркнет на фоне нашего, российского, начала XX века. Тезис, конечно, спорный, но влюбленность режиссера в своих героев так заражает, что готов согласиться с чем угодно.
Приз за лучший неигровой фильм достался картине петербургского режиссера Павла Медведева «Земля Иосифа» - о том, как готовился музей Иосифа Бродского, открытый на одни сутки в день его 75-летия. Вроде простенький фильм – бригада делает ремонт, проводят реставрацию квартиры, где жил поэт с родителями, разговаривают о чем-то своем, профессиональном, а иногда – и о самом Бродском. А в этой же коммунальной квартире – комната, из которой не хочет выезжать старушка-соседка Бродских. И фильм этот, получается, не о ремонте, не о музее, а о том, как в небольшой квартире встречается большая поэзия и маленький человек. О том, как рабочие руки прикасаются к стенам, которые помнят великого поэта, о том, каким предстает в головах работяг их знаменитый земляк. О том, как человек превращается в музейный экспонат – вроде той старушки-соседки, осколка жизни Бродских.
Лучшим игровым фильмом признана «Софичка» Киры Коваленко. Эта картина – экранизация рассказа Фазиля Искандера. Фильм снят на абхазском языке, что само по себе уже нестандартно. Еще из важного: Кира Коваленко – ученица Александра Сокурова, с того курса, что Сокуров набрал в Нальчике. Правда, к стилю своего мастера молодой режиссер никак не обращена, и не сказать, что рука Александра Николаевича здесь видна. Но это ведь только начало. А рассказывает картина о судьбе абхазской девушки из горного села, о ее раннем трагическом вдовстве, о депортации, о возвращении в родные места. Может, все это пока и не очень умело, но живо и трогательно.
Читательское жюри отдало свои симпатии документальному фильму пермского режиссера Павла Печенкина «Пермь-Юрятин. Транзит 1916». Как известно, для романа «Доктор Живаго» придумал город Юрятин, куда из голодной Москвы перебирается семейство Живаго и где в доме Грибушина живет Лара. Пастернак прожил неподалеку от Перми несколько месяцев, подружился с семейством Бориса Збарского – того, что впоследствии бальзамировал Ленина и был приставлен следить за телом. В 1916-ом Збарский руководил заводами Саввы Морозова на Северном Урале, и его помощником там был молодой Борис Пастернак. У поэта случились нежные отношения с женой Збарского Фанни, и многие считают, что именно с нее во многом списан образ Лары в «Докторе Живаго». Словом, версия, что вымышленный Юрятин – это Пермь, принимается большинством исследователей, и о пастернаковской Перми-Юрятине как раз и поведал Павел Печенкин в своей картине.
Под конец в Гатчину торжественно приехал Карен Шахназаров, чтобы получить губернаторский приз к своему 65-летию. С некоторых пор у нас почему-то 65 лет стало считаться юбилеем. В течение всего фестиваля в одном из залов показывали ретроспективу фильмов Шахназарова, перемежая ее с ретроспективой Андрея Тарковского, которому в эти дни могло исполниться 85. Руководство фестиваля отчаянно пыталось залучить новый фильм Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского» в конкурс, но мэтр отказался. Причины остались непонятными. Зато отдал в конкурс свой фильм «Ке-ды» другой мэтр – Сергей Соловьев. И получил награду за лучшую режиссуру. А сыгравшая у него Аглая Шиловская была признана лучше актрисой.
Актрис в Гатчине было в этот раз немало, и все как на подбор – Татьяна Догилева, Евгения Симонова, Ирина Муравьева. Догилева и Муравьева провели творческие вечера, Догилева под овации читала своего любимого Блока (очень и очень необычно, кстати), потом пригласила на сцену свою дочь-красавицу, которая под критическим и счастливым взором матери тоже почитала Блока. Катя приехала в Гатчину из США, где отучилась в академии драматического искусства.
Это давняя гатчинская традиция – встречи актеров со зрителями, где актеры читают стихи. Помнится, здесь читали со сцены Михаил Козаков, Алла Демидова и многие другие артисты.
Еще в этот раз с той же сцены пел со своим ансамблем Гоша Куценко. Радостного в этом было, пожалуй, только то, что зал оставался полупустым. А так – ну пусть себе поет, если есть желание и возможности. Да и местным жителям занятно на звезду посмотреть.
А на другой сцене, в соседнем здании, три часа выступал Александр Городницкий. Вообще-то он приехал со своим фильмом «Портреты на стене» про Давида Самойлова и Бориса Слуцкого, но как отпустить поэта-любимца без его знаменитых песен. 84-летний Городницкий мужественно и самозабвенно рассказывал со сцены множество историй из своей жизни, а зал вместе с ним пел его знакомые миллион лет песни «Атланты», «От злой тоски не матерись», «Снег, снег, снег», «Жена французского посла».
Документальные фильмы про Карамзина, Андрея Платонова, Наталью Горбаневскую… Тот редкий случай, когда даже качество самого фильма, мастерство или отсутствие такового даже не так важно, как сами персонажи и их судьбы. Смысл гатчинского фестиваля именно в том, чтобы хоть один маленький город стал на некоторое время островком интеллигентности, интереса к тем, кто словом создавал духовную и душевную основу страны. Она исчезает, эта основа, но все-таки замечательно, что хоть кто-то пытается этому воспрепятствовать, создавая вот такие островки свободы.