Впервые показанный в Венеции и вышедший в российский прокат документальный фильм о Дэвиде Линче в каком-то смысле открыл дни этого режиссера в отечественных кинотеатрах – в мае в преддверии премьеры нового «Твин Пикса» пройдет ретроспектива его лучших фильмов. С другого – Берлинского – фестиваля на экраны добрался слегка затянутый, но не безынтересный и основанный на реальной истории «Затерянный город Z» Джеймса Грэя, в котором не узнать Роберта Паттинсона. В апреле, к слову, можно было посмотреть немало не только фестивальных новинок вроде «Королевы Испании» с Пенелопой Крус и «Аустерлица» Сергея Лозницы, но и картин с непридуманными сюжетами – это и «Жена смотрителя зоопарка» про семью варшавских биологов, спасавших евреев в годы войны, и «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером в образе Виталия Калоева.
«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве», реж. Джон Нгуйен, Рик Барнс, Оливия Неергаард-Холм
Сценарий – 5
Режиссура – 6
Актерская игра – 10
Картинка – 8
Эмоции: шанс заглянуть в мастерскую Линча упускать нельзя.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: документальная лента, посвященная одному из главных и уж действительно культовых режиссеров современности, в которой он сам рассказывает о том, как дошел до такой жизни. О детстве, отрочестве, юности, первых шагах в живописи и кино. То и дело на экране всплывают старые фотографии, архивные кадры и коллажи в духе самого Линча, однако основное действие происходит дома у мастера – точнее, в его мастерской. Рассказывая о себе, режиссер и художник то и дело отвлекается на работу над очередным полотном или на игру с маленькой дочерью, вернее, наоборот, – отвлекается он скорее на камеру. Что создает уникальный и удивительный эффект присутствия и интимности – ради одного этого уже стоит смотреть фильм.
29 очков
«Затерянный город Z», реж. Джеймс Грэй
Сценарий – 6
Режиссура – 6
Актерская игра – 7
Картинка – 8
Эмоции: не ходите, дети, в Южную Америку гулять.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: в 1925 году в джунглях Амазонии в поисках легендарного Эльдорадо бесследно пропала экспедиция полковника Перси Фоссета (Чарли Ханнэм). Фильм рассказывает историю этого одержимого путешественника и его сподвижников – от неузнаваемо бородатого Роберта Паттинсона до героической жены в исполнении Сиенны Миллер, в одиночку растившей троих детей, пока муж бродил по зарослям и заводил дружбу с аборигенами во имя науки. Финал фильма остается открытым, под стать финалу реальной истории, а само двухчасовое действие натуралистично изобилует потом, кровью и духом авантюризма, присущего истинным первопроходцам. Помимо весьма выдающихся, по крайней мере с физической точки зрения, актерских работ Ханнэма и Паттинсона нельзя не отдать должное живописному видеоряду – за все остальное спасибо Перси Фоссету.
27 очков
«Жена смотрителя зоопарка», реж. Ники Каро
Сценарий – 6
Режиссура – 5
Актерская игра – 7
Картинка – 8
Эмоции: птичек жалко.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: реальная история работников Варшавского зоопарка, Антонины и Яна Жабинских, которые в годы Второй мировой войны укрывали в своем доме евреев и таким образом спасли несколько сотен человек. Хрестоматийная биографическая драма про Холокост. Вроде бы ничего нового – разве что помимо людей здесь страдают еще и невинные животные, – но подвиг героев этого фильма явно заслуживает экранизации. В главной роли – восхитительная Джессика Честейн, а в образе нацистского злодея, одержимого идеей выведения вымершего вида лошадей директора Берлинского зоопарка Лутца Хека, – не менее убедительный Даниэль Брюль.
26 очков
«Аустерлиц», реж. Сергей Лозница
Сценарий – 5
Режиссура – 5
Актерская игра – 6
Картинка – 6
Эмоции: главное – запастись терпением.
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: документалист-наблюдатель Сергей Лозница на этот раз ставит свою камеру на территории превращенного в музей бывшего концлагеря Заксенхаузен в погожий летний день и направляет объектив на посетителей. Которые, болтая, поедая мороженое и бутерброды, прячась в тени от палящего солнца, устало глазеют на бараки, вышки и печи. Каждый кадр статичен и растянут на долгие минуты, чтобы зритель сполна прочувствовал и осудил поведение современников, которые разгуливают по концлагерю, как по парку развлечений. Режиссерский метод Лозницы в этой работе настолько усилен, навязчив и, что греха таить, однообразен, что в какой-то момент утомляет – на полный метр задумки, пусть и очень сильной, не хватает.
22 очка
«Королева Испании», реж. Фернандо Труэба
Сценарий – 3
Режиссура – 4
Актерская игра – 8
Картинка – 6
Эмоции: кино все-таки важнейшее из искусств, особенно в борьбе с тоталитарным режимом.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: продолжение снятого тем же Труэбой в 1998 году фильма «Девушка твоей мечты» – 20 лет назад вымышленная съемочная группа во главе со звездой Макареной Гранадой (Пенелопа Крус) боролась с нацистами, в этот раз – с режимом Франко. Для тех, кто не смотрел «Девушку», новый фильм покажется совсем уж бессмысленным фарсом со множеством шуток ниже пояса, которые не особо сочетаются с политическим подтекстом. Впрочем, и тем, кто знает оригинальную историю, вряд ли понравится это перегруженное сюжетными линиями продолжение. Тем более с учетом существования картины «Да здравствует Цезарь!» братьев Коэн со схожей атмосферой золотого века кино и политики, но снятого более мастерски и остроумнее. Вопросов нет разве что к Пенелопе Крус, которая иронично обыгрывает статус звезды и чья героиня отвергает ухаживания диктатора Франко с неменьшим достоинством, чем когда-то отвергала ухаживания Геббельса.
21 очко
«Последствия», реж. Эллиотт Лестер
Сценарий – 4
Режиссура – 3
Актерская игра – 5
Картинка – 5
Эмоции: не хочется приуменьшать драматический талант Арнольда Шварценеггера, но фильм вынуждает.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: в 2002 году в небе над Боденским озером в Германии столкнулись два самолета. Спустя два года потерявший в авиакатастрофе жену и дочь архитектор Виталий Калоев убил диспетчера Петера Нильсена, которого считал ответственным за случившееся. Эта реальная история, хоть и с измененными именами и локациями, легла в основу фильма. Арни играет скорбящего строителя Романа, живущего в США выходца из России, в роли диспетчера – Скут МакНэри. Несмотря на историю – такую, что специально не придумаешь, – и актерский состав, фильм получился беспомощным, лишенным какого-либо напряжения и состоящим из набора однообразных сцен, в которых оба героя на одной ноте, захлебываясь в слезах и прочих выделениях, пытаются сыграть свое личное горе – а играть, спасибо режиссеру, в общем-то, и нечего. Додуманный душеспасительный финал только усугубляет ситуацию. Историю Калоева собирается снимать Сарик Андреасян, хотя после просмотра «Последствий» кажется, что уже снял.
17 очков