Осадчий завоевал все национальные кинопремии года. Фото предоставлено организаторами премии
13-я церемония вручения Премии операторского искусства завершилась победой Максима Осадчего, ранее уже получившего за работу над «Дуэлянтом» и «Золотого орла», и «Нику». Теперь уже официально лучшего в своей профессии в этом году.
«У нас сильнейшая операторская школа в мире. И она развивается – я вижу огромное количество молодых ребят, которые снимают замечательно. И для меня огромная честь продолжать традицию наших учителей, мастеров», – заявил Осадчий, получая награду.
Его соперниками в главной и единственной категории «Белого квадрата» в этот раз были Игорь Гринякин («Викинг»), Владислав Опельянц («Ученик»), Сергей Мачильский («Контрибуция») и Александр Симонов («Рай»). Фильм Андрея Кончаловского, до этого собравший награды всех возможных российских премий за лучший фильм, работу режиссера и актрисы Юлии Высоцкой, в этот раз остался без призов, хотя именно работа оператора – безоговорочно самая выдающаяся составляющая картины.
Убедиться в этом можно было даже по ходу церемонии «Белый квадрат», которая прошла под условным девизом «меньше слов – больше видео». Вступительные речи заменили видеонарезками кадров из номинированных фильмов под тематическую живую музыку – например, из «Ученика» под «Personal Jesus» Depeche Mode, а из «Рая» под «Hallelujah» Леонарда Коэна. Без диалогов и оригинального саундтрека черно-белый видеоряд Александра Симонова превратился в отдельное, самостоятельное произведение искусства высочайшего уровня – цвет, к примеру, из режиссерской претензии трансформировался в высказывание, в язык, добавил художественному фильму необходимой, учитывая тему, документальности. Впрочем, и работы остальных номинантов этого года, в том числе и победителя Максима Осадчего, которые на церемонии «вычленили» из фильмов, выглядели разными, но одинаково талантливыми, изобретательными, и по цвету и свету, и композиционно, и технически – одним словом, бесспорно достойными «Белого квадрата».
Помимо вручения основного приза, который присуждало жюри под руководством оператора Юрия Райского и в составе его коллег Левана Капанадзе и Александра Кузнецова, а также режиссера Сергея Урсуляка, композитора Алексея Рыбникова, художника Федора Савельева и киноведа Александра Шпагина, на церемонии отметили и особые достижения в операторском искусстве. Награду «За вклад» получил мастер Геннадий Карюк, работавший над такими фильмами, как «Короткие встречи» и «Долгие проводы» Киры Муратовой, а также снимавший «Орла и решку» Георгия Данелии, «День полнолуния» Карена Шахназарова, «Бесконечность» Марлена Хуциева, «Живи и помни» Александра Прошкина.
Еще один спецприз – «Операторское признание» – вручили на «Белом квадрате» Анатолию Кокушу, киноинженеру, придумавшему операторский кран, который используют на съемках по всему миру, в том числе в Голливуде, и за изобретение которого автор уже удостоился двух технических «Оскаров». Это изобретение, которое позволяет снимать в самых экстремальных условиях и ракурсах, на Западе прозвали Russian Arm – «русская рука». И без него не были бы сняты такие блокбастеры, как, например, «Титаник» и «Хоббит».
На церемонии также чествовали юбиляров – сперва тех, кого уже нет, операторов Марка Магидсона, Владимира Нильсена, Михаила Каплана, Валерия Федосова, которые стояли у истоков российской операторской школы, очевидно, до сих пор сильнейшей в мире. Начали за упокой – закончили за здравие, поздравлениями ныне живущих мастеров, отмечающих дни рождения. На сцену поднялись снимавший «Покаяние» и «Крейцерову сонату» Михаил Агранович, оператор «Вокзала для двоих», «Жестокого романса» и «Дорогой Елены Сергеевны» Вадим Алисов и Игорь Клебанов, автор «ТАСС уполномочен заявить...» и «Водителя для Веры», президент Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России.