В прошедшем месяце на экраны российских кинотеатров наконец вышел завоевавший несколько «Оскаров» фильм «Манчестер у моря» – филигранная драма с Кейси Аффлеком в главной роли. Но если эта картина до выхода в российский прокат уже наделала шума в зарубежном, то триллер «Уна» и мокьюментари «Король бельгийцев» можно назвать этакими темными лошадками. На деле оказалось, что первый является редким примером качественного психологического триллера, а второй, участвовавший в Венецианском фестивале, – легким, смешным и вместе с тем оригинальным высказыванием на тему нынешней ситуации в Европе, да и в мире. Блокбастеры «Красавица и чудовище» и «Конг: Остров черепа» ожидаемо получились наивными, но красивыми. Что касается отечественного кино, то приятным сюрпризом стал фильм «Любовь с ограничениями», который в комедийной – и вполне уместной – форме говорит о том, о чем в России говорить пока не очень умеют.
1. «Манчестер у моря», реж. Кеннет Лонерган
Сценарий – 10
Режиссура – 10
Актерская игра – 10
Картинка – 9
Эмоции: младший брат Аффлек доказывает, что он не хуже старшего, – и получает заслуженный «Оскар».
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: молчаливый бостонский сантехник Ли (Кейси Аффлек) вынужден вернуться в родной городок Манчестер, чтобы позаботиться о племяннике после смерти брата. Путешествие домой дается ему нелегко, из флешбэков и разговоров становится понятно, что эта трагедия не первая и не самая страшная в жизни героя. Драма о «мертвом» человеке, который не ищет, но находит силы двигаться дальше, написана, снята и сыграна настолько виртуозно, что смотрится на одном дыхании, несмотря на немаленький хронометраж и общую медлительность, тягучесть действия. Основное движение происходит в душе главного героя – Аффлек мастерски, зачастую одним взглядом, играет глубочайшее горе с минимумом внешней и максимумом внутренней экспрессии.
39 очков
2. «Уна», реж. Бенедикт Эндрюс
Сценарий – 9
Режиссура – 9
Актерская игра – 10
Картинка – 9
Эмоции: это вам не «Лолита».
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: Уна (Руни Мара) в 13 лет сбежала из дома с соседом Реем (Бен Мендельсон), который годился ей в отцы, за что его осудили на четыре года. Спустя 15 лет девушка находит мужчину, он сменил имя, устроился на хорошую работу и женился. Их встреча превращается в мучительную психологическую игру, где жертва и обидчик то и дело меняются местами, неизлечимые душевные травмы подменяют чувства, а зрителя всю дорогу заставляют ждать страшной развязки. Хотя все самое страшное уже случилось за кадром и на экране мелькает лишь в виде внешне невинных флешбэков, в которых маленькая девочка гуляет по пляжу и катается на карусели с взрослым мужчиной. Камерное, почти театральное по форме действие (фильм снят театральным режиссером по пьесе драматурга Дэвида Харроуэра), которое кинематографическими приемами – теми же флешбэками и монтажом – превращается в первоклассный триллер с открытым, полным сомнений и подозрений финалом.
37 очков
3. «Король бельгийцев», реж. Петер Бросенс, Джессика Хоуп Вудворт
Сценарий – 8
Режиссура – 8
Актерская игра – 9
Картинка – 8
Эмоции: все могут короли!
Конъюнктурность: низкая.
Кратко: во время дипломатического визита в Турцию король Бельгии Николас III узнает, что входящая в состав его страны Валлония объявила независимость – потому что «осточертело». Необходимо срочно вернуться домой, однако турки боятся скандала и закрывают границу. Король со свитой и примкнувшим к ним британским документалистом, нанятым снимать парадный видеопортрет монарха, совершает побег – через Балканы. Снятый в жанре мокьюментари фильм рассказывает не только и не столько об этом развеселом путешествии, во время которого герои встречаются то с болгарским женским хором, то с сербским снайпером, сколько о «рождении» мудрого правителя. Способного не только самостоятельно написать речь, но и понять своих подданных. Пусть и комедийное, но важное политическое и социальное высказывание на злобу дня, которое полезно было бы увидеть и реальным «королям», и тем, кто по другую сторону и кому так же, как валлонцам, «осточертело».
33 очка
4. «Конг: Остров черепа», реж. Джордан Вот-Робертс
Сценарий – 7
Режиссура – 7
Актерская игра – 6
Картинка – 8
Эмоции: Дарвин был прав, но только отчасти.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: группа ученых, военных и просто любопытных исследователей (среди них Том Хиддлстон, Бри Ларсон, Джон Гудман и Сэмюэл Л. Джексон) отправляется на неизведанный остров в Тихом океане, населенный доисторическими существами и первобытными людьми. А правит здесь обезьяна Конг величиной с небоскреб. Новая версия фильма про знаменитого киномонстра получилась визуально впечатляющей, но едва ли менее наивной и полной штампов, чем предыдущие, – маленькие люди мнят себя венцом творения, но природа ставит их на место и учит уважать свои законы. Зато на экране можно увидеть множество детально прорисованных сказочных чудищ, гигантские обезьяньи кости в качестве декораций батальной сцены, а также эффектную и до смешного неполиткорректную игру в гляделки между героем Сэмюэля Л. Джексона и Конгом и одну из самых многообещающих сцен после титров.
28 очков
5. «Красавица и чудовище», реж. Билл Кондон
Сценарий – 6
Режиссура – 7
Актерская игра – 5
Картинка – 9
Эмоции: детская сказка, и никакой пропаганды.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: классическая диснеевская сказка про деревенскую девушку Белль (Эмма Уотсон), попавшую в заколдованный замок, населенный говорящими чайниками и подсвечниками (в финале все они превращаются в известных актеров вроде Юэна МакГрегора, Эммы Томпсон и Иэна МакКеллена), и полюбившую принца, превращенного колдуньей в чудовище (Дэн Стивенс). Несмотря на завышенный после известного скандала рейтинг 16+, фильм, в котором почти все диалоги превращены в песни, безусловно, предназначен для юных зрителей. Их если что и напугает, то весьма натуралистичный вид самого чудовища, а никак не смутивший некоторых чиновников намек на нетрадиционную сексуальную ориентацию злодея Гастона (Люк Эванс) и его слуги ЛеФу (Джош Гад). Последнее – шутка для выросших на оригинальном мультфильме родителей, без которых детей теперь не смогут пустить на показ.
27 очков
6. «Любовь с ограничениями», реж. Дмитрий Тюрин
Сценарий – 6
Режиссура – 5
Актерская игра – 6
Картинка – 6
Эмоции: возможности человека безграничны, несмотря ни на какие физические ограничения.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: молодой юрист Миша (Павел Прилучный) никак не может покорить Москву, без опыта работы не берут никуда. Услышав по радио о новом законе, согласно которому большие корпорации обязаны нанимать людей с ограниченными возможностями, он притворяется колясочником. Уникальность этого российского фильма не столько в сюжете, вполне стандартно описывающем превращение героя из меркантильного карьериста в настоящего человека, сколько в самой теме – так открыто, со здоровым юмором и без доли жалости, о людях с инвалидностью у нас с экрана, да и в реальной жизни, говорят редко, потому что не умеют. Оттого картина несет весьма практическую пользу – чтобы изменить что-то в обществе, надо начать с себя. А там, глядишь, и пандусов наконец станет больше.
23 очка