Месяц по традиции завершился церемонией вручения премии «Оскар», некоторых номинантов которой российским зрителям, к счастью, показали заранее. Например, победившую в итоге (хоть и не без приключений) драму «Лунный свет» – ее не без оговорок, но можно считать достойной награды, – а также, напротив, совсем слабую мелодраму «Лев», в итоге справедливо оставшуюся без призов. Одной из лучших премьер месяца стал мультфильм «Лего Фильм: Бэтмен» – смешная анимационная пародия на все разом экранизации истории про супергероя из Готэма. Китайский блокбастер «Великая стена» с голливудской звездой Мэттом Деймоном получился патриотической одой Поднебесной. А вот «Защитники» – первый российский фильм про супергероев – оказались типичным фильмом Сарика Андреасяна, то есть до смешного плохим.
«Лунный свет», реж. Барри Дженкинс
Сценарий – 8
Режиссура – 9
Актерская игра – 9
Картинка – 10
Эмоции: тот самый фильм, который чуть не проиграл «Оскар» из-за путаницы с конвертами – уже достаточная причина для просмотра.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: лучший фильм года, по мнению Американской киноакадемии, рассказывает историю жителя неблагополучного пригорода Майами – в трех частях, с детства до зрелого возраста. Главное достоинство картины, помимо действительно великолепных режиссерской и операторской работ и весьма выразительных актерских выступлений, в том, что повесть о чернокожем гее неожиданно оказывается более или менее универсальным рассказом о том, что человеку гораздо труднее принять самого себя, чем обществу принять его таким, какой он есть. Поменьше бы сентиментальных сцен – и цены бы картине не было.
36 очков
«Лего Фильм: Бэтмен», реж. Крис МакКей
Сценарий – 8
Режиссура – 8
Актерская игра – 9
Картинка – 9
Эмоции: нарисованный в виде фигурки из конструктора Бэтмен «обыгрывает» всех прочих Бэтменов.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: Готэм вновь в опасности, так как коварный Джокер задумал отомстить Бэтману за то, что супергерой не считает его своим главным врагом. Темный рыцарь, в свою очередь, упорно отвергает любую помощь, предпочитая скрываться в своем поместье и грустить по погибшим родителям. Но потенциальные помощники не спрашивают разрешения – и помогают. Уморительный (и не такой уж детский) мультфильм-пародия, где все сделано из фигурок «Лего», высмеивает все, что только можно – от геройских блокбастеров в целом до многочисленных фильмов про Бэтмена в частности. А уж всячески обыгранная способность здешних героев в прямом смысле конструировать окружающий мир по своему усмотрению оказывается очень полезной и забавной суперсилой.
34 очка
«Великая стена», реж. Чжан Имоу
Сценарий – 5
Режиссура – 7
Актерская игра – 6
Картинка – 9
Эмоции: Китай победит – и качеством боя, и количеством воинов. Да и Стена все еще стоит.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: европейские мошенники-торговцы (одного из них играет Мэтт Деймон) кочуют по средневековому Китаю в поисках дорогостоящего пороха и попадают в плен к солдатам гарнизона Великой стены, которые как раз готовятся отразить нападение сверхъестественных чудовищ. Герой Деймона, оказавшийся великолепным бойцом, поневоле вступает в ряды защитников Стены и чужой страны. Сделанный с голливудским размахом китайский блокбастер классика Чжана Имоу – не бог весть какое кино, но по крайней мере весьма зрелищное. Летают стрелы, взрывается порох, девушки в красивых нарядах прыгают со Стены в гимнастических позах и в полете разят врага. На место павших солдат приходят новые, и нет им конца. Великое патриотическое кино о великой войне. И великой Стене.
27 очков
«Лев», реж. Гарт Дэвис
Сценарий – 5
Режиссура – 5
Актерская игра – 7
Картинка – 7
Эмоции: благодаря развитию технологий теперь и в Индии потеряться не страшно (но лучше не стоит).
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: выросший в приемной семье в Австралии герой-индус с помощью Google Earth находит свою родную мать, которую последний раз видел 25 лет назад, когда случайно потерялся на просторах Индии. Невероятная реальная история в номинированном на «Оскар» фильме превращается в скучную слезовыжимательную мелодраму с хеппи-эндом. Большую часть экранного времени все страдают: мучимый воспоминаниями главный герой (Дев Патель), его уставшая приемная мать (Николь Кидман), его девушка (Руни Мара). Не менее душераздирающая первая половина фильма по крайней мере выглядит более живой и колоритной: здесь маленький индийский мальчик (очаровательный дебютант Санни Павар) отчаянно выживает в перенаселенной Калькутте, зовет маму и в силу возраста выглядит в кадре куда убедительнее старших опытных коллег.
24 очка
«Звонки», реж. Ф. Хавьер Гутьеррес
Сценарий – 3
Режиссура – 4
Актерская игра – 5
Картинка – 4
Эмоции: этот фильм, конечно, никого не убьет, но смотреть все равно не стоит.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: смотришь видео, отвечаешь на телефонный звонок, и ровно через семь дней тебя убивает вылезающая из экрана лохматая девочка – очередная часть американской адаптации японских ужасов серии «Звонок» похожа на предыдущие, как две капли воды. Здесь, правда, вроде как всплывают новые подробности жизни и смерти той самой зловещей девочки, хотя на самом деле и тут никаких сюрпризов – разве что Винсент Д'Онофрио в невольно комичной роли слепого священника. Новых пугающих приемов создатели не изобретают, пользуясь наработками то предыдущих фильмов этой серии, то вовсе другой хоррор-франшизы «Пункт назначения» – если кто-то должен умереть, он умрет, пусть и не с первого раза.
16 очков
«Защитники», реж. Сарик Андреасян
Сценарий – 2
Режиссура – 3
Актерская игра – 3
Картинка – 6
Эмоции: так плохо, что даже хорошо, ну или по крайней мере смешно.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: превратившийся после облучения в накачанного суперзлодея ученый использует Останкинскую башню как антенну, чтобы управлять смертоносным космическим лазером. Спасти планету могут только отечественные супергерои, съехавшиеся по такому случаю из бывших союзных республик. За главного – армянин, за Россию – человек-медведь. Знакомых с творчеством Сарика Андреасяна, чья фамилия уже превратилась в отдельный жанр российского кино, ждет классическое, исполненное наивного патриотизма произведение с дорогой графикой и ужасающим сценарием. Вместо связных диалогов и какой-либо логики – чередование батальных сцен и пронзительных монологов главных героев, которые не к месту рассказывают о своей нелегкой доле. Местом действия становится условная Москва, безлюдная и взятая без боя, – в андреасяновской реальности нет ни правительства, ни армии, ни вообще людей. Только дружба народов и медведь с гранатометом.
14 очков