Фото Gettyimages
89-я церемония вручения премии "Оскар" могла бы стать одной из самых заурядных и предсказуемых за всю историю существования Американской киноакадемии, если бы в последние минуты не перепутали название лучшего фильма. Вручавшие заключительную награду актеры Фэй Данауэй и Уоррен Битти, очевидно, взяли за кулисами не тот конверт и сперва объявили победителем картину "Ла Ла Ленд". И только когда поднявшиеся на сцену члены съемочной группы начали произносить благодарственные речи, в руках одного из продюсеров появилась, наконец, правильная бумажка, согласно которой "Оскар" завоевал фильм "Лунный свет" Барри Дженкинса.Более неловкого момента и представить трудно: команда "Ла Ла Ленда" спешно освободила сцену для своих коллег из съемочной группы "Лунного света" - озадачены были и те, и другие, и зрители по обе стороны экрана. Ведущий Джимми Киммел отшутился, заявив: "Я так и знал, что испорчу "Оскар". Кто в действительности несет ответственность за эту ошибку и почему реакция организаторов была столь запоздалой, неизвестно. Однако теперь церемония благодаря такому финалу точно войдет в историю.
Создатели "Ла Ла Ленда" были готовы получить главный приз - мюзиклу Дэмьена Шазелла, заявленному в 14 номинациях, прочили победу. Установить рекорд по количеству статуэток фильму, впрочем, не удалось (даже если бы он все-таки был назван лучшим), тем не менее он все-таки завоевал самое большое количество "Оскаров" - шесть: за работу художников-постановщиков, оператора (Линус Сандгрен), за саундтрек (Джастин Гурвиц), лучшую песню ("City of Stars"), а также за режиссуру и лучшую женскую роль (Эмма Стоун). У "Лунного света" в итоге оказалось три статуэтки, помимо главного "Оскара" - картина, рассказывающая историю афроамериканца Широна, на протяжении всей жизни тщетно пытающегося не столько изменить, сколько принять себя, также удостоилась приза за лучший адаптированный сценарий и за лучшую мужскую роль второго плана (Махершала Али).
После победы картины Дженкинса "Оскар" можно было бы обвинить в том, что он, как и предрекали, пошел на поводу у общественного мнения и стал "слишком черным" - в противовес скандальной прошлогодней "слишком белой" церемонии. Только вот фильм, несмотря на цвет кожи режиссера и актеров, с натяжкой можно назвать конъюктурным по расовому принципу - история все-таки более или менее универсальная. Да и в целом награды в этот раз распределили поровну. Призы за второстепенные роли заслуженно получили афроамериканцы Махершала Али и Виола Дэвис (фильм "Ограды"), за главные - Кейси Аффлек, блестяще сыгравший переживающего сразу несколько трагических смертей героя в драме "Манчестер у моря" Кеннета Лонергана, и Эмма Стоун. Еще одним неожиданным обладателем нескольких статуэток стал фильм "По соображениям совести" Мэла Гибсона - Голливуд, кажется, простил некогда опальному кинематографисту его к слову расистские высказывания и наградил картину за лучший монтаж и сведение звука.
По одной статуэтке завоевали такие фильмы, как "Прибытие" Дэни Вильнева (монтаж звука), "Книга джунглей" Джона Фавро (визуальные эффекты), "Отряд самоубийц" Дэвида Эйра (грим и прически), "Фантастические твари и где они обитают" Дэвида Йетса (костюмы), "О. Джей: Сделано в Америке" Эзры Эдельмана (лучший документальный фильм), "Белые шлемы" Орландо фон Айнсиделя (лучший документальный короткометражный фильм), "Пой" Кристофа Дека (лучший короткометражный фильм), "Песочник" Алана Барилларо (лучший короткометражный анимационный фильм) и "Зверополис" Байрона Ховарда, Рича Мура и Джареда Буша (лучший анимационный фильм).
Фото с официального сайта церемонии |
Аулии Кравальо, номинанка на Оскар в категории
"Лучшая песня" исполняет композицию "How Far I'll Go" из мультфильма "Моана\Moana" Фото с официального сайта церемонии |
Единственным бесспорно политическим моментом стало вручение награды в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Победу ожидаемо, но незаслуженно, учитывая наличие в этой категории "Тони Эрдманна" Марен Аде, завоевал "Коммивояжер" иранского режиссера Асгара Фархади. Сам он, из солидарности со своим народом (после принятого Трампом закона иранцам запрещен въезд в США), на церемонии не присутствовал, отставив послание, которое со сцены зачитали двое выходцев из Ирана (инженер и бывший сотрудник НАСА): "Разделение мира на "нас" и "врагов" рождает страх и оправдывает войну. Войну, которая мешает развитию демократии и укреплению прав человека в странах, которые и так являются жертвами подобной агрессии. Кинематографисты помогут повернуть свои камеры так, чтобы запечатлеть лучшие из человеческих качеств, чтобы разрушить стереотипы, существующие по отношению к людям разных рас и религий. Они могут вызывать сочувствие и заставлять нас сопереживать другим людям - и это, в чем сегодня мы нуждаемся больше, чем когда-либо".
Речь Фархади ожидаемо вызвала громкие и одобрительные овации в зале, однако получить столь очевидно политизированный приз на такой непривычно для "Оскара" неполитизированной, мирной, обращенной к искусству церемонии выглядит едва ли не более неловким, чем казус с "Ла Ла Лендом" и "Лунным светом". Кто-то наверняка возмутится отсутствием громких обличительных речей и пассивностью лауреатов. Однако еще в начале вечера в своем вступительном шутливом монологе ведущий Джимми Киммел в каком-то смысле задал тон всему действу: "Помните, каким расистским был прошлогодний "Оскар"? Сегодня все иначе - спасибо Трампу". И продолжил, приводя в пример номинированные картины "Ла Ла Ленд" и "Скрытые фигуры" (основанную на реальных событиях историческую ленту про чернокожих работниц НАСА): "Черные спасли НАСА, белые спасли джаз".