0
5306
Газета Кино Интернет-версия

19.02.2017 00:38:00

На Берлинском кинофестивале любовь победила политику

Тэги: берлин, фрг, германия, кино, кинофестиваль, берлинале


берлин, фрг, германия, кино, кинофестиваль, берлинале Обладатель "Золотого медведя" режиссер Ильдико Эньеди. Фото с официального сайта Берлинского кинофестиваля 

Строить прогнозы на фестивальные итоги - дело неблагодарное. Несмотря на то, что критики почти единогласно объявили лучшим "По ту сторону надежды" Аки Каурисмяки, главный приз в итоге достался другому фавориту, венгерской ленте "О теле и душе". Режиссёр Ильдико Эньеди рассказала о том, что хотела сделать "простой фильм" и поблагодарила жюри за щедрость. Судьи во главе с Полом Верховеном и правда не обошли вниманием самые достойные фильмы, хотя о вкусах можно и поспорить.

film1702.jpg
Аки Каурисмяки. Фото с официального сайта 
Берлинского кинофестиваля 

Такое зрительское единодушие, какое было на нынешнем Берлинале после показала картины Аки Каурисмяки, можно назвать редкостью. Несмотря на то, что конкурс этого года был на порядок сильнее и разнообразнее в сравнении с прошлым, "По ту сторону надежды" - ироничная трагикомедия о сирийском мигранте в Финляндии - очевидно была на голову выше остальных фильмов основной программы. Конечно, без призов картина не осталась - Аки Каурисмяки был признан лучшим режиссёром, как справедливо отметили члены жюри, за своё чувство юмора и неповторимый стиль, а точнее за сочетание того и другого. За призом на сцену автор не пошёл, точнее не успел выйти: директор Берлинале Дитер Косслик спустился в зал с "Серебряным медведем" и лично вручил его Каурисмяки.

С другой стороны, Агнешка Холланд в этот раз и вовсе удостоилась негласно утешительного приза - награды имени Альфреда Бауэра. Её вручают за "новые перспективы", что в случае с режиссёром такого уровня, как Холланд, выглядит почти насмешкой. И, выйдя получать статуэтку за свой "След зверя", она не могла не обратить внимание именно на этот аспект, изящно сделав акцент на том, что "всем нам нужны новые перспективы, смелые фильмы, важные и поднимающие глобальные проблемы" - такие, как этот польский феминистско-экологический триллер.

Впрочем, даже при таком не совсем справедливом раскладе, нельзя назвать награду фильму "О теле и душе" незаслуженной. Это тонкая, действительно простая, общечеловеческая история - этакая притча о любви, усиленная образами главных героев, аутичной девушки и одинокого финансового директора скотобойни. Другой вопрос, что для Берлинале, имеющего репутацию политизированности фестиваля, своевременно откликающегося на повестку дня, такой "Золотой медведь" не то, чтобы дурной тон, но нонсенс - в конце концов тот же Каурисмяки, не отступив от своего стиля, обратился к остросоциальной тематике, снял картину о мигрантах. В прошлом году не было сомнений, что документальная лента Джанфранко Рози "Море в огне" на ту же тематику завоюет главный приз. Не было сомнений и в этом, так как, помимо тематики, лента Каурисмяки обладает ещё и художественной ценностью. Но жюри, видимо, посчитало нужным отметить работу не столь признанного автора и отметить кинематограф страны, которую, возможно, как, к примеру, Румынию ждёт "новая волна". С другой стороны - это ли не заявление со стороны жюри? Высказывание, в каком-то смысле достойное такого склонного к протесту фестиваля.

film1703.jpg
Кадр из фильма "Фантастическая женщина". Реж. С.Лелио. 
Фото с официального сайта Берлинского кинофестиваля  

Итоги этого Берлинале можно в целом сформулировать, как "неожиданные призы ожидаемым кандидатам". Чилийская "Фантастическая женщина" про трансгендерную героиню, переживающую потерю партнера и вступающую в неравный бой с семьёй своего умершего возлюбленного, была удостоена приза за сценарий. Получая награду, режиссёр и автор сценария Себастьян Лелио сказал, что "темные времена можно пережить только с помощью красоты, утонченности и поэзии", имея ввиду в первую очередь образ главной героини в исполнении актрисы (к слову, также трансгендерной женщины) Даниэлы Веги, которая после этих слов поднялась на сцену. Ей, к слову, прочили приз как лучшей актрисе, но и тут Верховен с коллегами обманули ожидания. В итоге "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль получила кореянка Ким Мин-Хи, сыгравшая в фильме "Ночью у моря одна" режиссера Хона Сан-су. Её героиня, актриса, переживает разрыв отношений с режиссёром - в разделённой на несколько глав картине мы видим её в разные периоды жизни, ещё в разгар романа и уже после него. Режиссёр разбрасывает по ходу действия этакие "якори", повторяющиеся фразы, ситуации, локации. На этом фоне ещё более разительными выглядят изменения внутреннего состояния девушки, с одной стороны героини не от мира сего, с другой - глубоко трагической.

film1704.jpg
Георг Фридрих в фильме "Белые ночи". Реж. Т.Арслан. Фото с
 официального сайта Берлинского кинофестиваля 

Лучшим актёром на Берлинале признали немца Георга Фридриха за посредственный фильм Томаса Арслана "Белые ночи" - решение скорее конъюктурное, чем справедливое. Берлинский фестиваль, в отличие от того же Московского, никогда не забывает так или иначе отметить национальный кинематограф. Награду за выдающиеся художественные достижения получила в этот раз монтажёр румынской картины Кэлина Питера Нецера "Ана, любовь моя" Дана Бунеску. Фильм, рассказывающий через воспоминания и беседы с психоаналитиком о многолетней истории отношений главных героев - молодого человека Тома и его страдающей от затяжной депрессии и панических атак девушки - действительно отличается прежде всего своей композицией, которая заставляет зрителя вставать на защиту то одного, то другого героя, постоянно сомневаясь в правдивости и достоверности показанного на экране.

И все-таки не случайно этот фестиваль с самого начала выглядит "женским". И главный приз достался женщине-режиссеру, в центре фильма которой крайне сильный и с точки зрения характера, и с точки зрения образа в целом персонаж. И приз жюри в итоге получила "Фелисите" режиссера Алена Гомеса - про непреклонную жительницу Киншасы, сражающуюся за будущее своего сына и свое собственное счастье в условиях нищеты, коррупции и лишенных какой-либо человечности отношений. Режиссёр в своей благодарственном речи отметил работу актрисы Веро Тшанда Бейя и обратился к жителям Киншасы, к тем, о ком снимал эту безусловно социальную драму: "Мы люди и мы прекрасны, мы любим себя такими, какие мы есть. Я верю в нас и в то, что мы строим нечто очень важное".

Несмотря на то, что главный приз - намеренно или по зову души - Верховен отдал максимально аполитичному кино, политических речей на закрытии Берлинале, как и предыдущие годы, было немало. В этот раз на фестивале впервые вручали награду лучшему документальному фильму и член этого жюри, документалистика Лора Пойтрас, автор в том числе картины "Citizenfour: Правда Сноудена", перед тем, как объявить победителя, обратилась к залу: "Трамп назвал журналистов главными врагами государства. Мы, документалисты, называем себя главными врагами национализма". Приз достался картине "Охота на призрака" палестинского режиссера Раеда Андони, посвящённая судьбам палестинцев - как и он сам, бывших заключённых израильских тюрем. Сам он произнёс пламенную речь, фактически обращённую к героям своей ленты, тем, кто уже на а свободе и тем, кто по-прежнему в заключении, но на деле вполне подходящую каждому лауреату и фестивалю в целом: "Моя победа на Берлинале не останется личной, она - символ нашего общего признания".

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1186
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
747
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
523
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
752

Другие новости