0
3140
Газета Кино Интернет-версия

15.02.2017 00:01:00

Феминистский триллер может выиграть Берлинале

Тэги: кинофестиваль, берлин, берлинале, женское кино, триллер, кинокритика


кинофестиваль, берлин, берлинале, женское кино, триллер, кинокритика «След зверя» Агнешки Холланд – нечто большее, чем модный в последнее время экологический триллер. Кадр из фильма

Половина Берлинале позади, половина конкурсных фильмов показана. И даже независимо от того, кто победит, и несмотря на то, что лучший на данный момент фильм основной программы – «Мистер Лонг» снят мужчиной и про мужчину, с уверенностью можно назвать этот фестиваль женским. Из-за обилия в программе картин про сильных героинь вроде «Фантастической женщины», «Фелисите», «О теле и душе», «Вечеринка» и потому, что авторами нескольких из них (самых выдающихся) являются женщины-режиссеры.  

Вообще главное женское кино представил на Берлинале канадец Брюс ЛаБрюс – «Мужененавистниц» показывают в секции «Панорама» (тогда как второй его берлинский фильм – «Мозг Ульрики» представлен в «Форуме»). Этот комедийный фарс рассказывает о группе женщин, намеренных уничтожить мужчин – или в крайнем случае превратить их в женщин, после чего эволюционировать, научиться рожать без участия партнера и установить на Земле вечный матриархат. Как всегда у ЛаБрюса, предельно утрированный, нелепый, откровенный (да что уж там, порнографический) фильм на грани трэша. Но в то же время жесткий и бескомпромиссный – в конце концов форма позволяет. Позволяет разговаривать феминистскими лозунгами, вместо HIStory изучать HERstory (англ. «история» с первым слогом, замененным с местоимения «его» на «ее») и произносить лишь одну молитву: «Спасибо, Господи, что я родилась не мужчиной».  

А если вернуться к основному конкурсу, то здесь речь, безусловно, об Агнешке Холланд и ее работе под названием «След зверя». Фильм Холланд на фестивале сразу же причислили к модному в последнее время жанру «экологический триллер» и окрестили феминистским манифестом, хотя оба этих определения, пожалуй, сильно ограничивают картину и не являются исчерпывающими для ее описания и понимания. Действие и правда разворачивается на лоне природы, где-то в сельской польской глубинке, а основным действующим лицом становится живущая здесь в уединении немолодая дама (Агнешка Мандат-Грабка) – любительница и ярая защитница флоры и фауны. Соседей она сторонится, тем более что почти все они – охотники, а общению с людьми предпочитает игры с двумя своими собаками. Которые однажды бесследно исчезают. А вслед за ними один за другим гибнут люди: тела мужчин, то с проломленным черепом, то изъеденные насекомыми, находят в лесу. Под подозрением оказываются сразу несколько человек, мотив есть и у недавно приехавшего в деревню энтомолога, и у прозябающего на скучной работе в полиции молодого программиста-хакера, и у одной молодой девушки – что уж говорить про главную героиню.  

В фильме действительно нетрудно отыскать элементы триллера – даже экологического. Камера  блуждает по лесу, будто бы внезапно выхватывая те или иные кадры, на которых вместо чего-то пугающего, как правило, не оказывается ничего – оно будто где-то рядом, но не попало на экран. Этот прием создает определенное напряжение, даже саспенс, тревожную атмосферу. Что до экологичности, то природа здесь становится не просто фоном, а непосредственным участником событий: мысль о том, что убийство животных является страшным грехом, а жизнь человека не ценнее жизни собаки, – кредо главной героини, о котором она не перестает твердить по ходу действия. Тщетно пытаясь преобразить окружающую действительность в лице брутальных охотников. Вот и феминистский манифест – женщина и ее благая миссия против целого мира – этакая метафора и по сей день, несмотря на все права и свободы, сугубо патриархальной человеческой цивилизации. На деле же достаточно увидеть в этой картине в меру ироничную, снятую – и формально, и содержательно – в духе мрачных скандинавских детективов историю, полную черного юмора, с утопическим хеппи-эндом и предшествующим ему лихо закрученным сюжетом. С такой же легкостью «След зверя» можно считать экологической мелодрамой или экологической комедией. Неизменна лишь главенствующая роль героини, за порой бесстрастным лицом которой скрывается страстная, принципиальная, даже отчаянная натура – вот уж действительно в тихом омуте...

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
1453
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1549
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
701
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1024

Другие новости