На фото кадр из фильма "The Party\Вечеринка"
В конкурсной программе Берлинского кинофестиваля показали несколько любопытных фильмов. Один из них - "Вечеринка" английского режиссера Салли Поттер. Эта картина заключена в ограниченное, предельно замкнутое пространство одной квартиры. Здесь собирается на ужин небольшая компания друзей. Повод - избрание хозяйки дома Джанет (Кристин Скотт Томас) британским министром здравоохранения. Её муж Билл (Тимоти Сполл), язвительная подруга Эйприл (Патришия Кларксон) с немецким спутником, практикующим медитацию и постигшим дзен (непривычно добродушный и улыбчивый Бруно Ганц), пара лесбиянок (Эмили Мортимер и Черри Джонс), нервный финансист Том (Киллиан Мёрфи) - все они разбредаются по квартире в ожидании еды и ещё одной гостьи. У одного из них есть пистолет, абсолютно у всех - тайны. Взрывоопасное сочетание.
Предельно театральная, разговорная трагикомедия, виртуозно снятая российским оператором Алексеем Родионовым, в черно-белом цвете и в основном крупными планами, подчёркивающими тесноту, и не менее виртуозно разыгранная целой группой британских актёров первой величины. Здесь почти нет пауз, действие развивается стремительно, но, несмотря на небольшой хронометраж (фильм идёт чуть больше часа) и немалое количество действующих лиц (по крайней мере для столь ограниченного пространства), каждый из них успевает, что называется, показать истинное лицо. Сценарий, написанный самой Поттер, - образец такой редкой в нынешнем кино качественной драматургии, будто бы написанной не для кино, а как самостоятельное литературное произведение - легко представить эти диалоги и на страницах книги, и, допустим, на сцене. Единственное, чего, пожалуй, нет в "Вечеринке" и что отличает картину от прочих конкурсных фильмов – и отличает, как ни странно, выгодно - так это отсутствие какого-либо четкого социального или политического месседжа. Кино вне времени, имеющее все шансы не быть забытым сразу же после окончания фестиваля.
Кадр из фильма "Mr. Long\Мистер Лонг" |
Так же как и японский "Мистер Лонг" режиссера Сабу - выдающееся кино, умолчать о котором было бы неверным и которое, пожалуй, единственное (не считая венгерского фильма "О теле и душе") пока может всерьёз конкурировать с фильмами Холланд и Поттер. Главный герой в исполнении актера Чана Чэня - тайваньский киллер, молчаливый, неуязвимый, в первые пять минут фильма убивающий одним клинком шестерых, получает заказ в Токио. С первого раза "убрать" новую жертву не удаётся, зато получается нажить себе врагов. Превратившись из убийцы в жертву, он скрывается в трущобах, где его находит и берет в оборот шумная толпа актеров любительского театра. Прозвав его мистером Лонгом и прознав о его кулинарных способностях, эти назойливые, но добродушные люди находят новому знакомому дело. Он молчит и не сопротивляется, постепенно проникаясь симпатией к чужакам. В особенности к живущему по соседству мальчику и его матери-наркоманке, чьё прошлое удивительным и опасным образом переплетается с настоящим мистера Лонга.
Картину Сабу трудно отнести к какому-либо конкретному жанру. Начавшись, как классический азиатский боевик, "Мистер Лонг" меняет тон на почти комедийный. Труппа лицедеев, будто хор в античной пьесе, выглядит этаким единым комическим персонажем, как и сам главный герой с непроницаемым лицом и, парадоксально, говорящим его выражением. Трагические флэшбеки из жизни героини (матери-наркоманки) сменяются бытовыми зарисовками, почти скетчами, за кровавой батальной сценой следует мелодраматический финал. Грустная и светлая история, без морализаторства и навязчивой актуальности, но с многоуровневым и в то же время цельным сценарием, минималистичным саундтреком и операторской работой, отличающейся скрупулезным построением каждого кадра – не просто выстроенного, но выверенного. Режиссёр Сабу делает историю универсальной, не лишая её национального колорита и не забывая о присущих азиатскому кинематографу традициях и особенностях. Не боится быть как жестоким, так и сентиментальным. Этот баланс соблюдён безупречно, в том числе и внутри характера самого мистера Лонга - не рыцаря без страха и упрёка, а профессионального убийцы, просто с принципами. Киллера, который достоин быть главным героем.
Берлин