На фото глава жюри 67-й Берлинского кинофестиваля режиссер Пол Верховен. Фото Gettyimages
67-й Берлинский кинофестиваль пройдет с 9 по 19 февраля. В конкурс попали 18 фильмов – работы известных режиссеров и дебюты, а помимо художественных фильмов – анимация и документальное кино. Российских картин в основной программе нет, но в параллельной и одной из главных внеконкурсных секций фестиваля Panorama покажут «Заложников» Резо Гигинеишвили, в Panorama Special – созданный при участии России сербский фильм «Реквием для миссис Джей». В программе NATIVe, посвященной кинематографу Арктического региона, можно увидеть четыре отечественных фильма – три полнометражных документальных и один короткометражный художественный.
Для двух из них – якутских «Божество Дьосогой» Сергея Потапова и «24 снега» Михаила Барынина – показы в Берлине станут международной премьерой. Остальные нельзя назвать новыми, но регламент программы, своего рода ретроспективы, позволяет: в список попали якутские короткометражка 2003-го «Мальчик и озеро» Прокопия Ноговицына и снятая в 2011-м «Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне» Алексея Вахрушева. Основной интерес представляют все же «Заложники» Гигинеишвили с учетом того, что программа Panorama нацелена на более широкую, чем фестивальная, публику и представляет интерес для закупщиков контента – то есть участие в ней может помочь фильму с международным прокатом. Главные роли в этой основанной на реальных событиях – захват рейса Тбилиси–Ленинград в 1983 году – и снятой в копродукции России, Грузии и Польши картине исполнили Мераб Нинидзе, Тинатин Далакишвили и Надежда Михалкова. В Panorama будут показаны фильм киргизского режиссера Актана Арыма Кубата «Кентавр», новая картина снимавшего «Большой всплеск» Луки Гуаданьино «Позови меня своим именем» и лента канадского провокатора Брюса Ла Брюса «Мужененавистницы».
Что касается основного конкурса, то об очевидных фаворитах говорить пока трудно. Даже фильмом открытия в этом году стала – неожиданно – дебютная картина «Джанго» французского режиссера Этьена Комара, посвященная джазовому гитаристу Джанго Рейнхардту, выжившему во время Второй мировой войны в оккупированном Париже, несмотря на цыганское происхождение. Второй дебютант – австриец Йозеф Хадер с фильмом «Дикая мышь», герой которого мстит уволившему его боссу. Биографическая лента Андерса Файеля «Бойс» об одном из главных теоретиков постмодернизма художнике Йозефе Бойсе – единственный немецкий и к тому же единственный документальный фильм программы, а потому имеет шансы на приз. Жюри может обратить внимание и на китайский мультфильм «Хорошего дня»: анимация на крупных фестивалях все еще редкость.
От жюри Берлинале-2017 можно ожидать сюрпризов, слишком неровная команда подобралась. Возглавляет его в этот раз сам Пол Верховен. Компанию ему составят продюсер из Туниса Дора Бушуша Фурати, исландский художник Олафур Элиассон, китайский режиссер Ван Цюйанань и актеры Юлия Йенч, Мэгги Джилленхол и Диего Луна. Им, как и остальным гостям смотра, предстоит смотреть и оценивать не только названные выше фильмы, но и, к примеру, новые работы Аки Каурисмяки («Другая сторона надежды»), Агнешки Холланд («След зверя»), Фолькера Шлендорфа («Возвращение в Монток»), Сабу («Мистер Лонг»), Томаса Арслана («Белые ночи») и Хона Сан-су («Ночью у моря один»).
Внеконкурсная программа едва ли не интереснее конкурсной. Здесь покажут и долгожданного «Логана» про постаревшего супергероя Росомаху с Хью Джекманом – судя по трейлеру, чуть ли ни трагедию, и «Т2 Трейнспоттинг» Денни Бойла – трогательное продолжение хита 90-х «На игле», и режиссерскую работу актера Стэнли Туччи «Последний портрет», и «Бар» Алекса де ла Иглесии. В программе Berlinale Classics в этом году – отреставрированные версии «Энни Холл», «Ночи живых мертвецов» и «Терминатор 2: Судный день». Среди специальных показов – «Королева Испании» Фернандо Труэбы с Пенелопой Крус, «Крупный план» Аббаса Киаростами, «Молодой Карл Маркс» Рауля Пека, музыку к которому написал еще один русский на этом Берлинском фестивале – Алексей Айги. И, конечно, документальная лента Аскольда Курова, посвященная процессу над Олегом Сенцовым, снятая в копродукции Эстонии, Польши и Чехии. Без участия России, но интересная в том числе, если ни прежде всего, именно российской публике.