Кадр из трейлера фильма "Рай". Реж. А.Кончаловский, 2016
Лучшим фильмом 2016 года по мнению вручающей "Золотых орлов" Национальной Академии кинематографических искусств и наук стал "Рай". Автора фильма Андрея Кончаловского российские киноакадемики, вслед за жюри Венецианского кинофестиваля, назвали лучшим режиссёром.Больше всего наград, впрочем, досталось "Экипажу" Николая Лебедева: фильм получил статуэтки за работу звукорежиссера (Алексей Самоделко), монтаж (Константин Ларченко), музыку (Артем Васильев), лучшие визуальные эффекты (студия CGF). Этот приз на "Золотом орле" вручали впервые, как и награду за лучший грим и спецэффекты - ее завоевала Елена Фомичева, работавшая над "Дамой пик" Павла Лунгина. Что касается "Экипажа", то пятую награду - за лучшую мужскую роль второго плана - фильму принес актер Сергей Шакуров, исполнивший в картине роль отца героя Данилы Козловского. Зато сыгравший в "Даме пик" Иван Янковский обошел Данилу Козловского и Петра Федорова, победив в номинации "лучшая мужская роль в кино" - не самый очевидный выбор, точнее даже неожиданный. Актрисой года стала Юлия Высоцкая, завоевавшая таким образом третью статуэтку для "Рая". Ее соперницами были Ксения Раппорт ("Дама пик") и Виктория Исакова ("Ученик"), которые, справедливости ради, в отличие от Высоцкой, исполнили в этом году чуть ли не лучшие свои роли в кино. В категории "женская роль второго плана" победила Елена Яковлева, за "Самый лучший день" Жоры Крыжовникова.
Чуть отстал от "Экипажа" по числу статуэток "Дуэлянт"Алексея Мизгирева - картина получила награды за работу оператора (Максим Осадчий), художника-постановщика (Андрей Понкратов), художника по костюмам (Татьяна Патрахальцева). Приз за сценарий вручили Юрию Арабову ("Монах и бес"). Именно Арабов в этот вечер произнес, пожалуй, самую запоминающуюся речь. "Благодарю академиков за поддержку нашей утлой лодки, которая так выглядела на фоне больших кораблей и самолетов", - цитирует ТАСС слова сценариста, который поблагодарил Минкульт и отметил, что, несмотря на постоянную критику в адрес чиновников, когда кому-то что-то надо, все "бегут к ним за помощью, начинают прибедняться и плакать". "Здорово, что государство сделало протекцию нашим картинам, но нужно решать что-то с прокатом", - отметил Арабов.
Лучшим мультфильмом стал "Кот и мышь" Натальи Чернышевой, неигровой картиной - "Кровавые бивни" Сергея Ястржембского, короткометражкой - "Мама" Кирилла Плетнева. Без наград остались заявленный в четырех номинациях, в том числе и на звание лучшего фильма, "Ледокол" Николая Хомерики, и "Коллектор" Алексея Красовского, номинированный и как фильм года, и за сценарий.
Помимо фильмов, на "Золотом орле" награждают также сериалы. Лучшим стал "Тихий Дон" Сергея Урсуляка. В категории "телефильм или мини-сериал" победил "Клим", а исполнивший в нем главную роль Константин Лавроненко получил приз за "лучшую мужскую роль на телевидении", обойдя Евгения Ткачука и Константина Хабенского. Ольга Погодина, завоевавшая статуэтку как лучшая телевизионная актриса за работу над проектом "Маргарита Назарова", сравнила этот сериал с "Выжившим" - не в пользу последнего. Фильм Иньярриту, по её словам, "хороший, но в нем много графики, а в нашей ленте всего один такой кадр, все трюки с тиграми - реальные". Актриса отдельно поблагодарила оператора, "которого три раза пометила пантера и четыре - тигры". Несмотря на это, и "Выживший" не остался без призов - картина была названа лучшим зарубежным фильмом в российском прокате.