Пришельцы в Чертанове – это круто. Кадр из фильма
В прокат выходит «Притяжение» – одна из первых громких российских премьер нового года. Над фильмом режиссер Федор Бондарчук, автор самой кассовой на настоящий момент отечественной картины последнего десятилетия «Сталинград», работал с новой для себя командой – от продюсеров и сценаристов до композитора, оператора и актеров. Главные роли исполнили Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Риналь Мухаметов, Алексей Маслодудов, артисты «Гоголь-центра» Никита Кукушкин и Евгений Сангаджиев. «Взрослого» – а куда без конфликта отцов и детей – сыграл Олег Меньшиков.
Жители Чертанова собираются на крышах понаблюдать метеоритный дождь. Одним интересно посмотреть на звезды, для кого-то это повод улизнуть из дома. Старшеклассница Юля (Старшенбаум), дочь строгого полковника Лебедева (Меньшиков), к примеру, несмотря на запрет отца, спешит на свидание с любимым – местным дворовым «авторитетом» Тёмой (Петров). Пока чертановские Ромео и Джульетта уединяются в квартире, ключи от которой любезно предоставила им Юлина подружка, на Москву вместо красиво сгорающих в атмосфере космических осколков падает инопланетный корабль. Не без «помощи» землян: военные, в том числе и полковник Лебедев, заметив в небе над Россией НЛО, его сбивают. И теперь, оградив периметр и превратив Чертаново в зону военных действий, думают, что делать – вступать то ли в контакт, то ли в конфликт. У молодежи тем временем своя «война», кипят шекспировские страсти и никакой полицейский кордон в борьбе за свою территорию им не преграда.
«Поэт в России – больше, чем поэт», так что и фильм про контакт с внеземной цивилизацией здесь не может быть просто блокбастером. Хотя с визуальной концепцией у «Притяжения» все в порядке, главную роль играют человеческие отношения. Здесь, безусловно, уместно сравнение с тем же «Районом № 9» южноафриканского режиссера Нила Бломкампа: Чертаново и внешне, и по своей репутации напоминает Йоханнесбург. Да и в целом для кинематографа идея о внеземном вторжении как метафоре столкновения своих и чужих стара как мир. Создатели «Притяжения» вдохновлялись вполне реальными событиями вроде погромов на Манежке и в Бирюлеве, сделав главными героями парней с окраины, где до сих пор жива дворово-гаражная культура, где один за всех и все за одного, где в серой многоэтажке обитает прекрасная дама, а ее рыцарь слушает «рэпчик», дрифтит на затонированной машине, рифмует любовь и кровь, ценит уличных друзей как братьев и живет без страха. Чертаново в этом смысле модель не только России, но и мира.
Авторам «Притяжения» удалось поработать над атмосферой и характерами, не столько сложными и многогранными, сколько попросту достоверными и узнаваемыми, что уже редкость для отечественного кино. Не без доли условности и гипертрофированности герой Александра Петрова перебарщивает с яростью и безумием, зато с неожиданной тонкостью в других, например в случае с персонажем Олега Меньшикова, разрушающего стереотипное представление об узколобых военных (не зря Минобороны вкладывалось в фильм). Его Лебедев оказывается максимально здравомыслящим и открытым человеком.
В отличие от «Сталинграда» новый фильм Бондарчука нацелен на другую, более конкретную, узкую, в первую очередь, наверное, молодую аудиторию, зато работает с ней на всех уровнях. И в саундтреке, где классические симфонии соседствуют с хип-хопом, и в выборе героев-школьников, вроде бы не по годам самостоятельных, но в то же время по-детски максималистов, и в работе оператора, который нередко использует ручную камеру для создания эффекта присутствия и «живой», предельно близкой картинки, похожей на ролики из соцсетей. И даже в том, что касается основной интриги, замешанной не только на постепенном понимании природы пришельцев, их намерений и судьбоносном результате падения НЛО на Москву, но и на подростковом протесте, первой любви и ревности: нет смысла раскрывать ее суть, она частично понятна еще в первой половине фильма. В ней, точнее в том, как работают с идеей авторы, в то же время кроется, пожалуй, единственный очевидный недостаток фильма. Эскалация конфликта стремительна, его искусственно форсируют, отчего кое-где страдают ритм и логика.
Говоря о потенциальных зрителях «Притяжения», не стоит ограничивать их лишь теми, кто увидит себя в героях или захочет сравнить российскую фантастику про космос с зарубежными образцами. Или ждет прорыва в жанровом кино – картина скорее жонглирует форматами и кинематографическими направлениями, что расширяет ее потенциальную аудиторию и по возрасту, и по предпочтению. Кое-где подкачавшая графика, с другой стороны, отличная для скромного в сравнении с тем же «Сталинградом» бюджета, сбалансирована драматическими перипетиями сюжета и сильным актерским составом. К тому же фильм-то про любовь и прочие вечные ценности, а еще про Чертаново, которое, по словам министра культуры Мединского, нам ближе Йоханнесбурга.