Антураж времен Великой депрессии в фильме передан выразительно. Кадр из фильма
В своем новом фильме Бен Аффлек – и режиссер, и продюсер, и исполнитель главной роли, и даже сценарист. За основу была взята книга Денниса Лихейна, автора романов «Остров проклятых», снятого Скорсезе, «Таинственная река», над которой работал Клинт Иствуд, и «Прощай, детка, прощай» – его экранизировал в 2007 году тот же Аффлек. Ко всему прочему Лихейн писал сценарии к сериалам «Прослушка» и «Подпольная империя», и в «Законе ночи» понемногу от обоих – гангстерские и расовые войны в эпоху сухого закона.
Ветеран Первой мировой Джо Кофлин (Аффлек), за время войны разуверившийся в законе и порядке, промышляет мелкими грабежами в компании двух приятелей. Его отец – уважаемый полицейский (Брендан Глисон) – смотрит на происходящее сквозь пальцы, тем более что сын наотрез отказывается примыкать как к ирландцам, так и к итальянцам, двум правящим в Бостоне кланам. До поры до времени: любовь к прекрасной и опасной даме (Сиенна Миллер) не доводит до добра, и Джо вынужден пойти на сделку с собственной совестью и мафией – бостонский «крестный отец» отправляет его во Флориду организовывать поставки кубинского рома в условиях сухого закона. На новом месте – новые проблемы. Например, ку-клукс-клан, члены которого возмущены процветанием кубинцев и прочих чернокожих в целом и сотрудничеством с ними белого щеголя из Бостона в частности. Который даже в жены себе выбирает темнокожую «ромовую принцессу» в исполнении Зои Салданы.
«Закон ночи» прикидывается классической костюмной криминальной драмой, романтизирующей лихие 30-е – эпоху не менее кинематографичную, чем ревущие 20-е. Стиляги с винтовками наперевес, запах запретного алкоголя в воздухе, Великая депрессия как великий двигатель прогресса – пусть и ценой многих жизней. Все это выглядит далеко не новым словом в кино, но, впрочем, является лишь верхним слоем фильма, этакой оберткой, под которой, если копнуть, обнаруживают себя очевидно волнующие Лихейна (да и Аффлека) темы – актуальные для сегодняшней Америки настолько же, насколько для Америки первой половины XX века.
«Закон ночи» оказывается этаким уроком истории. Картиной не столько про мафиозные разборки, сколько про рождение нации. Проблемы расовой нетерпимости в стране, основанной и по сей день населенной мигрантами всех мастей, и предельно толерантный, даже безразличный к цвету кожи и национальной принадлежности герой в центре выводят фильм на уровень серьезного разговора об истоках сегодняшней нетерпимости. Кажется, что за прошедший без малого век люди научились разве что не говорить вслух слово «негр» – герои «Закона ночи», как полагается, в выражениях не стесняются. В остальном вопрос стоит столь же остро, недавние выборы и бесконечные «черно-белые» столкновения последних лет – тому подтверждение. Устами благородного, лишенного предрассудков, честного бандита Джо Кофлина здесь глаголет простая истина, недаром в какой-то момент он и вовсе произносит «программную» речь о том, что однажды белые протестанты (в данном случае члены ку-клукс-клана) заплатят за все. Хотя в «Законе ночи» ненависть исходит не только от белых, все ненавидят всех, ирландцы – итальянцев, кубинцы – доминиканцев и т.д. Неизжившие себя конфликты и по сей день являются основной бедой и одновременно столпом общества, парадоксально самого демократичного и самого нетерпимого.
Для Аффлека, однако, эта картина не только способ в какой-то степени завуалированно, под видом этакого исторического костюмного боевика-безделушки заявить о своей гражданской позиции, но и, безусловно, бенефис. Актер, будучи режиссером, продюсером и сценаристом, позволяет себе почти бесстыдное позерство – все эти белые костюмы, шляпы, бесстрастное лицо, патетические речи и в целом образ возвышающегося над клоакой рыцаря местами выглядят почти комично, будто взрослый мужчина собирает коллекцию детских автомобилей, на которую в подобающем тому возрасте не хватало денег. Остальные – от женщин-героинь (за исключением разве что Эль Фаннинг в эпизодической, но пронзительной роли пришедшей к Богу наркоманки) до бандитов всех мастей – выглядят на экране даже визуально мельче (хотя бы потому, что актер выше всех как минимум на голову). Вся эта в прямом смысле слова пестрая массовка оттеняет главного героя в исполнении Аффлека, который, как в анекдоте, будто говорит с экрана: «И тут выхожу я, весь в белом».