Последний месяц года оказался богатым на масштабные кинопремьеры – на российские экраны вышли французская «Одиссея» про жизнь Кусто, американские «Пассажиры» про Криса Пратта и Дженнифер Лоуренс в космосе и российско-армянское «Землетрясение» про катастрофу в Спитаке. Не обошлось и без долгожданных венецианских картин, но, если «Планетариум» с Натали Портман и дочкой Джонни Деппа в главных ролях не стал ни фестивальным, ни прокатным хитом, то «Под покровом ночи» Тома Форда можно назвать одним из лучших фильмов года, уверенно претендующим на главные кинематографические награды – «Оскар» и «Золотой глобус».
«Под покровом ночи», реж. Том Форд
Сценарий – 7
Режиссура – 8
Актерская игра – 8
Картинка – 10
Эмоции: тот случай, когда модельер снимает лучше большинства профессиональных режиссеров.
Конъюнктурность – низкая.
Кратко: второй фильм дизайнера Тома Форда – многоуровневая история отношений героини Эми Адамс с бывшим мужем в исполнении Джейка Джилленхолла. Он, писатель, присылает ей рукопись нового романа. Она читает, а на экране разворачивается дикая и страшная история о парне Тони (вновь Джилленхолл), у которого бандиты-деревенщины (во главе с Аароном Тейлором – Джонсоном) похищают жену (Айла Фишер) и дочь – все это в иносказательной форме повествует об отношениях автора и его супруги. Выходит красивая, как и следовало ожидать от Форда, и одновременно пугающе натуралистичная и человеконенавистническая история о природе переживания горя и отталкивающей природе маскулинности. Талантливый человек талантлив во всем – это про Тома Форда.
33 очка
«Пассажиры», реж. Мортен Тильдум
Сценарий – 8
Режиссура – 7
Актерская игра – 9
Картинка – 10
Эмоции: можно ли полюбить мужчину за то, что он единственный во всем мире? Если его играет Крис Пратт, то да.
Конъюнктурность – средняя.
Кратко: космический корабль везет колонистов на новую планету. Лететь в прямом смысле 100 лет. Из-за сбоя в системе один из инженеров (Пратт) просыпается раньше времени и, чтобы не скучать, будит понравившуюся ему девушку (Дженнифер Лоуренс). Теперь они вынуждены состариться вдвоем, так почему бы не полюбить друг друга? Настоящий вызов для актеров и художников – визуально безупречная, масштабная и в то же время камерная история про мужчину и женщину. Которая, несмотря на весьма необычные предлагаемые обстоятельства, остается по-земному сентиментальной. Хотя и не лишенной напряжения: все-таки космос – дело серьезное.
32 очка
«Одиссея», реж. Жером Салль
Сценарий – 6
Режиссура – 7
Актерская игра – 8
Картинка – 10
Эмоции: величие требует жертв.
Конъюнктурность – средняя.
Кратко: биографическая лента об исследователе океанов Жак-Иве Кусто (Ламбер Вильсон) рассказана через призму его отношений с женой (Одри Тоту) и сыновьями, младший из которых (Пьер Нинэ) пошел по стопам отца и изменил его отношение к природе. Невероятной красоты подводные съемки и данная отрывками, вырванными из разных лет эпизодами семейная драма про человека, пожертвовавшего многим, чтобы изменить историю, и потерявшего по пути еще больше. Гуманистический пафос сбалансирован сильными актерскими работами Вильсона, Нинэ и Тоту, а также работой оператора, дублирующего манеру съемки команды Кусто и противопоставляющего спокойствие океана мирской суете, гораздо более опасной, чем любая акула.
31 очко
«Призрачная красота», реж. Дэвид Фрэнкел
Сценарий – 5
Режиссура – 6
Актерская игра – 6
Картинка – 7
Эмоции: Хелен Миррен в роли Смерти – ну как на такую злиться?
Конъюнктурность – высокая.
Кратко: руководитель рекламного агентства (Уилл Смит) никак не может справиться со смертью дочери. Он махнул рукой на работу и пишет гневные письма «любви», «времени» и «смерти». Чтобы спасти компанию от банкротства, его друзья и коллеги (Кейт Уинслет, Эдвард Нортон, Майкл Пенья) должны доказать недееспособность героя и нанимают актеров (Хелен Миррен, Кира Найтли, Джейкоб Латимор), которые должны поговорить с ним от лица адресатов его посланий. Предельно мелодраматичная и простая рождественская история, зато в исполнении голливудских звезд и про доброе и вечное – одним словом, настоящая сказка.
24 очка
«Планетариум», реж. Ребекка Злотовски
Сценарий – 3
Режиссура – 5
Актерская игра – 7
Картинка – 7
Эмоции: история во всех смыслах мутная, будто привиделась гадалке в стеклянном шаре. Зато актрисы хорошие, спору нет.
Конъюнктурность – средняя.
Кратко: Париж 30-х годов, кино, спиритические сеансы и холокост. В фильме про двух сестер – то ли экстрасенсов, то ли шарлатанов в исполнении Натали Портман и Лили-Роуз Депп намешано столько, что понять, о чем он в действительности, сложно. Время действия наводит на мысли о значимости исторического контекста: мир на грани Второй мировой, антисемитские настроения проникают повсюду, охота на евреев все больше напоминает «охоту на ведьм». Невнятность сюжета, в котором находится место и паранормальным явлениям, и сестринской любви, и страсти, и магии кинематографа, только усиливает тревожную фоновую атмосферу. Бесспорно здесь, пожалуй, только одно – завораживающая красота дуэта Портман–Депп.
22 очка
«Землетрясение», реж. Сарик Андреасян
Сценарий – 3
Режиссура – 3
Актерская игра – 4
Картинка – 7
Эмоции: хочешь не хочешь, а заплачешь.
Конъюнктурность – высокая.
Кратко: основанная на реальных событиях драма о Спитакском землетрясении 1988 года. Масштабные декорации, хмурый Константин Лавроненко в главной роли и череда «слезовыжимательных» эпизодов, посвященных героизму и самоотверженности простых людей – не только жителей пострадавших армянских городов, но и тех, кто примчался к ним на помощь из разных уголков мира. События тех дней авторы воспроизводят с документальной точностью, о чем свидетельствуют финальные титры с фотографиями, снятыми на месте катастрофы. Этот ход хотя бы частично искупает несовершенство фильма, его композиционные, сюжетные огрехи и в целом его местами раздражающую наивность и простоту повествования.
17 очков